«Свалки — вина предпринимателей»: в Красноярске вновь ищут выход из мусорного тупика
Общественники считают, что проблема остается беспросветной, а региональный оператор сообщил о тысячах фирм, которые не платят за вывоз мусора
Более пяти тысяч компаний и предпринимателей в Красноярском крае не заключили договоры на вывоз мусора, экономя деньги и используя нелегальных мусоровозов. Такую цифру озвучили на круглом столе, посвященном острой проблеме нелегального вывоза строительных отходов и ТКО. Его участниками стали представители правоохранительных органов, общественники, региональный оператор и налоговая служба.
Одним из тезисов обсуждения было то, что вина огромных свалок — бизнесмены и предприниматели. Так, сопредседатель регионального штаба Народного фронта Красноярского края Марина Якубенко рассказала, что уже не раз в пригороде Красноярска находила свалки, характерные определённому виду бизнеса.
Мы находим, допустим, канистры от масел, фары, бамперы и документы автосервиса. Или медицинские отходы с документами некого центра китайской медицины. Проблема в том, что юридические лица уклоняются от заключения договора, экономят на вывозе мусора, и потом это все убирают за бюджетный счет, — заявила Марина Якубенко.
Общественники видят в этом закономерность: юрлицо не заключает договор с региональным оператором, использует нелегальный мусоровоз по объявлению, тем самым отходы не доезжают до мусорного полигона.

Это подтверждают представители регионального оператора. По их информации, на сегодняшний день 5120 юридических лиц не заключили договор на вывоз мусора.
Юридические лица утилизируют свои отходы нелегальным образом — на общедомовых площадках, в мусорокамерах многоквартирных домов или на свалках в лесополосе и в сельских поселениях. В эти 5 тысяч входят и СНТ, которые по большей части не заключили договор и продолжают образовывать несанкционированные свалки, — пояснила Ольга Остапенко, заместитель руководителя департамента ООО «РОСТтех».
Это предприниматели могут делать, чтобы сэкономить. Платить за вывоз отходов регоператору нужно по определённому тарифу, в то время как «черные» перевозчики, рекламирующие свои услуги на онлайн-площадках, устанавливают цены самостоятельно, зачастую ниже рыночных.
Фактически у юридического лица может образовываться 10 кубов отходов в месяц. С целью экономии он заключает договор с нами лишь на 2 куба, а остаток вывозит либо самостоятельно в лесополосу, либо нанимает «серых» исполнителей, — рассказала представитель регоператора.
Однако такой вывоз мусора для юрлиц может закончиться штрафом от 100 до 250 тысяч рублей. Решить проблему нелегальных свалок может комплексный подход, считают в министерстве экологии края.

Заместитель министра экологии Красноярского края Артём Черных предложил как ужесточение контроля, так и создание инфраструктуры. Одной из ключевых идей стало внедрение прозрачной электронной системы прослеживаемости отходов, аналогичной столичной.
Нужно вменить в обязанность юридическим лицам регистрироваться в электронной системе и заключать договора через нее, чтобы все было прозрачно. Расчет должен производиться только тогда, когда отходы из точки А попадают в точку Б — конкретному объекту по размещению, — пояснил замминистра.
Он также поддержал идею развития системы видеофиксации нарушений на контейнерных площадках и в местах несанкционированного складирования. Замминистра считает, что проблему мусора в городе может решить и просветительская работа с людьми: разумное потребление, использование измельчителей, разделение мусора.
Общественники подчеркивают, что для решения проблемы недостаточно только наказаний. Необходимо создать комфортные условия для легального вывоза мусора. Так как зачастую люди просто не знают, куда его вывозить. Пока эти условия не будут созданы, а ответственные структуры не будут работать, взаимодействия проблему с мусором не решить.
Если говорить о свете в конце тоннеля, наверное, пока перспектив каких-то позитивных нет, — заявила Марина Якубенко.
Проблему усугубляет то, что единственный существующий в Красноярске мусорный полигон переполнен, а для габаритного мусора, строительных отходов специальной площадки нет.



























