Что случилось на фондовых рынках 14-18 марта
18 марта на первые страницы абсолютного большинства экономических европейских газет, в том числе и российских, были вынесены заголовки, так или иначе затрагивающие тему масштабного кризиса на фондовых рынках. Уже на следующий день фондовые индексы начали восстанавливаться.
О том, что в мировой экономике дела обстоят хуже некуда, согласны все. После того, как в США разразился сначала ипотечный кризис, потом, как следствие, кризис ликвидности, стало понятно, что многомиллиардные убытки крупнейшие банки и корпорации будут подсчитывать еще не один месяц.
В начале 2008 года кризис усугубился из-за резкого роста цен на нефть и драгоценные металлы. Фьючерсы на баррель нефти с поставкой в следующем месяце в конце февраля закрепились выше отметки в 100 долларов, а к середине марта оказались выше и 110 долларов. В свою очередь, золото впервые в своей истории подорожало до 1000 долларов за тройскую унцию.
На фоне этих новостей в течение последних недель постоянно дешевел доллар – по отношению почти ко всем мировым валютам. Например, по отношению к евро доллар в конце февраля впервые опустился до полутора долларов за евро, а к середине марта – до 1,59 доллара. В то же время швейцарский франк впервые стал стоить дороже американской валюты, иена достигла к доллару 12-летнего максимума, а российский рубль – восьмилетнего.
К этому прибавились и постоянные рассуждения о возможной рецессии в США. Поскольку определение этого экономического термина в Соединенных Штатах крайне расплывчато, подчас официально наличие рецессии признается только после ее завершения. Поэтому многие американцы, в том числе финансовые директоры и экономисты, уже считают, что рецессия фактически началась или начнется в самое ближайшее время.
Размышления о рецессии, падение курса доллара и кризис ликвидности можно считать прелюдией к тому, что экономические СМИ назвали "кризисом" и "паникой", а ряд западных аналитиков даже сравнил с великой депрессией в США. Дело в том, что в середине марта к долгосрочному вялотекущему негативу добавился и краткосрочный.
Банк Bear Stearns, ранее считавшийся одним из самых крупных инвестбанков в США, вынужден был списать столько долгов, что оказался на пороге банкротства. 14 марта ему пришлось прибегнуть к помощи Федеральной резервной системы США, хотя раньше руководство инвестбанка подчеркивало, что у него нет трудностей со свободными средствами.
Известие от Bear Stearns обвалило американские фондовые индексы: Dow Jones опустился на 1,6 процента ниже психологически важной отметки в 12 тысяч пунктов, S&P 500 – на 2,08 процента, а Nasdaq – на 2,26 процента.
А уже после закрытия бирж, то есть в выходные, стало известно, что Bear Stearns купит его конкурент JP Morgan. Сама сделка при условии, что Bear Stearns оказался на грани банкротства, выглядела неудивительной. Ошеломляющей для рынка оказалась цена – каждую акцию инвестбанка JP Morgan оценил в два доллара, хотя на бирже они торговались по 30 долларов.
Новость заставила владельцев акций американских банков схватиться за голову: если одна из крупнейших финансовых организаций соглашается продаться в 15 раз дешевле, чем она стоит на рынке, сколько же на самом деле стоят другие банки?
Первыми на себя удар приняли азиатские фондовые индексы – они открылись в понедельник раньше всех. Вслед за ними стали опускаться российские РТС и ММВБ (к концу дня они упали на 3,56 и 4,23 процента соответственно). Через несколько часов продавать акции начали в Европе – британский FTSE опустился на 3,86, а германский Dax – на 4,18 процента.
В США власти попытались смягчить удар по рынкам, сделав несколько важных заявлений. Сначала Федеральная резервная система заявила, что снизит учетную ставку (так называемую discount rate, не путать с базовой) на 0,25 процентных пункта до 3,25 процента. Кроме того, в ФРС заявили, что расширят список банков, которым будут выдаваться льготные кредиты.
Через несколько часов свою лепту внес и президент США Джордж Буш. Он долгое время не делал официальных заявлений по поводу кредитного кризиса, но 17 марта вынужден был вмешаться. Буш полностью поддержал политику снижения учетных ставок, попутно заявив, будто в голливудском фильме, что экономика США переживает "трудные времена".
Это заявление повысило вероятность того, что на ближайшем заседании ФРС, которое состоится на этой неделе, будет понижена базовая ставка, составляющая сейчас три процента. За 2008 год ставка уже была уменьшена два раза – один раз на 0,75, а другой раз – на 0,5 процентного пункта. В первый раз показатель был снижен, как считают многие финансисты, для того, чтобы успокоить фондовые рынки.
Помогли исправить ситуацию на биржах и торги по сырью. Инвесторы, похоже, разочаровались в нефти и золоте как удачном варианте вложения своих средств и начали выводить активы из фьючерсов на сырье. В итоге цены на нефть опустились сразу на четыре с половиной доллара за баррель (чуть менее 4,5 процента), что является самым большим падением цен с 1991 года. В Нью-Йорке цены зафиксировались ниже 106 долларов за баррель.
В итоге американские фондовые рынки 18 марта закрылись разнонаправленно – S&P 500 и Nasdaq снизились, а Dow Jones смог немного подрасти. На фоне этих новостей европейские фондовые индексы увеличились на процент-полтора, а российские – меньше чем на процент. Таким образом, кризис, о котором поспешили раструбить экономические СМИ, приостановился.
Однодневные же падения индексов на несколько процентов случались в 2008 году и ранее. Всего Dow Jones с начала года потерял более 1200 пунктов, а российский РТС – почти триста пунктов. Так что скорее впору говорить не о сиюминутном, а о продолжительном кризисе, который не спасешь в одночасье ни понижением базовых ставок, ни другими краткосрочными мерами.