Триллер Дэвида Линча станет оперой
Английская национальная опера совместно с театром "Янг-Вик" занялась постановкой музыкальной версии нуара режиссера Дэвида Линча "Шоссе в никуда", премьера которой состоится в апреле. Музыку написала признанная австрийская композитор Ольга Ньювирт. Декорации будут представлять из себя куб из оргстекла, висящий над пустынным шоссе, простирающимся через весь зрительный зал. Прозрачный куб, в котором будут находиться актеры, окружен огромными экранами.
"Опера будет максимальна приближена к фильму, - отметила сопрано из США Валери Маккарти, исполняющая роль Рене и Элис, которых в ленте Линча сыграла Патрисия Аркетт. - Мы окружены видеоэкранами, наши действия акцентируются музыкой. К тому же нам не приходится использовать стандартный оперный голос. В опере нет антракта - она идет два часа подряд. В ней есть сцены, которые происходят в движущемся автомобиле".
Отметим, даже для Линча картина 1997 года "Шоссе в никуда" стала более чем странной. По сюжету клубный саксофонист Фред Медисон после цепочки странных событий обнаруживает в спальне своего дома растерзанный труп жены Рене. Фреда обвиняют в убийстве жены, арестовывают и приговаривают к смертной казни.
Однако надзиратели вдруг обнаруживают, что Фред странным образом исчез и тюрьмы. Его заменил ничего не понимающий гаражный механик по имени Пит Дейтон, непонятным образом оказавшийся в тюремной камере. Выйдя из тюрьмы, Пит заводит отношения с любовницей местного мафиози Элис, которая выглядит в точности как Рене. Цепь странных событий вновь сталкивает его с Фредом Медисоном.
"Как правило, когда делаешь адаптацию, пытаешься игнорировать оригинал, - отмечает режиссер постановки Диана Паулюс. - Однако с самого начала работы мы собирались вместе, просматривали фильм вновь и вновь, обсуждали его, чтобы понять, о чем в нем идет речь. Загадочность делает эту ленту идеальной для постановки".
Отметим, Линч поддержал проект. Он даже позволил автору либретто, австрийской писательнице Эльфриде Елинек, пользоваться его сценарием. Опера пытается драматизировать психическое расстройство, о котором режиссер снял свой фильм. "Мы стали рассматривать сюжет как серию событий в других реальностях, где время останавливается, а действие разворачиваются другим образом. Музыкальный театр идеально подходит для воплощения этой идеи", - добавила Паулюс.
Если какой-нибудь композитор и мог создать версию мира Линча для музыкального театра, то это, конечно, Ньювирт. Она относится к новому поколению талантливых австрийских композиторов, которые задались целью изменить представление о том, что венская музыка должна быть непременно ностальгической и ироничной. Написанные ею произведения лишены обыденного смысла. Они скорее похожи на огромные бездонные звуковые ландшафты, которые с болезненной яркостью отражают суетливость и дезориентацию современной жизни.
Автором инсталляции и экранов стал художник-постановщик Филип Бассман. "Эти экраны могут показывать действие крупным планом, - поясняет Бассман, - они могут превратиться в гараж или квартиру. Поэтому зритель сможет сам монтировать происходящее - вырезать ненужное или редактировать действие, переключая внимание с экрана на сцену".