Между Россией и НАТО назревает новый скандал
Руководство Североатлантического альянса требует от Смоленской площади объяснений. Брюссель крайне недоволен заявлением министра иностранных дел России Сергея Лаврова, озвученным накануне.
А сказал Лавров следующее: «Мы будем делать всё, чтобы не допустить принятия Украины и Грузии в НАТО».
Спустя сутки НАТО потребовала разъяснений. «Российское правительство не дало пояснений относительно того, что имел в виду господин Лавров под фразой «все меры», – сказал официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай журналистам в среду в Брюсселе, отвечая на вопрос об отношении альянса к высказываниям главы МИДа РФ.
И теперь Брюссель интересуется, какие именно меры власти России намерены принять, чтобы не допустить вступления в альянс Украины и Грузии. Аппатурай еще раз напомнил, что двери НАТО остаются для новых членов открытыми, и именно союзники будут решать, кого они намерены принять в альянс.
По сути высказывание Аппатурая верно. Однако нельзя не обратить внимания, что сейчас его риторика аналогична той, что использует Тбилиси. После решения альянса на свой счет Грузия, устами ряда депутатов от правящей партии, потребовала не допустить того, чтобы на решения альянса «влияли третьи страны».
Аналогичная ситуация сложилась на Украине, которой также не предоставили ПДЧ. Обида на Москву, которую ряд политических сил склонны винить в своем провале, вылилась в новую информационную войну. Так, фракция НУ-НС хочет знать, а не поставил ли Путин на саммите в Бухаресте государственную целостность Украины под сомнение.
По состоянию на данный момент ситуация выглядит так. Яап де Хооп Схеффер лично пообещал Тбилиси и Киеву членство в НАТО, но не определился по срокам. Сделать этого он просто не может: ряд членов альянса (в том числе такой авторитетный игрок, как Германия) прямо заявляют, что Украина и Грузия не соответствуют критериям Североатлантического блока. Сначала республикам стоит «подрасти».
Кстати, в резюме своего ответа журналистам Аппатурай еще раз подтвердил, что решение участников Совета НАТО на высшем уровне от 2–4 апреля в отношении Украины и Грузии было очень ясным: они будут приняты в альянс.
Вообще, трактовать назревающий скандал можно с двух точек зрения. Согласно первой, если Лавров заявил такое, значит, хотел заявить именно это и действия за его словами последуют. Нынешний хозяин Смоленской площади известен как человек последовательный, осторожный и не склонный бросать слова на ветер.
С другой стороны, речь, по сути, идет о выдергивании фразы из контекста. Лавров пообещал «все меры», так как втягивание Киева и Тбилиси в НАТО, этот «главный раздражитель», неизбежно вызовет «ухудшение отношений и с альянсом, и с ведущими его членами, и с соседями». Словом, Лавров предложил мир.
Почему ухудшение неизбежно – вопрос отдельный, и Лавров его, разумеется, затронул в рамках того же интервью. Расширение НАТО за счет Украины и Грузии происходит по логике холодной войны, и этот сценарий изначально конфронтационен.
Причем речь совсем не обязательно идет о прямом противостоянии Россия – НАТО. Речь идет о том, что подобный сценарий неизбежно вызовет конфронтацию в регионе, и Россия, ввиду своего геополитического положения, будет втянута в этот конфликт.
Да, в НАТО стремится Западная Украина, но этого категорически не желают восток и юг республики, а отношения этих двух половинок «незалежной» и без НАТО не радужные. Именно это имел в виду Путин, когда предупреждал Буша.
Лавров, в частности, подчеркнул, что задача как России, так и НАТО «помочь Украине сохранить свое единство и стать стабильным сильным государством, которое живет в мире и сотрудничестве со всеми своими соседями, которое взаимодействует и с НАТО, и с ЕС, и с кем еще угодно». Насильственное втягивание Киева в альянс Вашингтоном и местными элитами способствует обратному. А именно - внутренней конфронтации.
Аналогичная ситуация в Грузии. Абхазия и Южная Осетия в НАТО не хотят. И не захотят никогда. Более того, с данным положением вещей Грузию в НАТО вообще принять не могут – не позволяет устав альянса. И Тбилиси в рамках «атлантоинтеграции» придется установить контроль над Сухуми и Цхинвали. Возможно, военным путем, так как на дипломатической ниве успехов никаких. А чем закончилась грузино-абхазская война помнят все.