После «свадьбы» Путина и Кабаевой СМИ, пойманные на клевете, будут закрывать
Госдума рассмотрит в пятницу в первом чтении законопроект, расширяющий список оснований, по которым может быть прекращена деятельность СМИ. К пропаганде терроризма, экстремизма, порнографии и культа насилия предлагается добавить еще и клевету. Это на первый взгляд незначительное добавление позволяет серьезно расширить возможности государства по закрытию неугодных изданий.
Сначала думский комитет по информполитике решил инициативу Шлегеля не поддерживать, но несколько дней назад мнение поменял. Думские источники связывают это со скандалом вокруг статьи про свадьбу Владимира Путина и Алины Кабаевой.
"Реализация данной инициативы позволит расширить действие статьи 16 закона РФ "О СМИ" в части увеличения числа оснований, позволяющих прекратить деятельность средства массовой информации в судебном порядке в случае неоднократного размещения материалов клеветнического характера", - говорится в пояснительной записке к проекту закона.
Профильный комитет Госдумы - по информационной политике, информационным технологиям и связи назвал затронутую автором тему "очень актуальной" и заявил о поддержке концепции внесенного им проекта закона. Между тем первоначально законопроект Шлегеля предполагалось отклонить в прошедшую среду. Однако из повестки дня пленарного заседания он был удален, потому что в это время депутат представил новую редакцию закона.
Любопытно, что проект появился практически одновременно с нашумевшей статьей издания "Московский корреспондент" о якобы готовящейся свадьбе президента Владимира Путина и бывшей гимнастки, думского депутата Алины Кабаевой. Спустя неделю после выхода статьи Путин на пресс-конференции на Сардинии опроверг слухи, а 21 апреля думский комитет по информполитике объяснил Шлегелю, что следует изменить в проекте, чтобы он мог быть принятым. На следующий день депутат внес новую редакцию, а сегодня, 25 апреля, она уже будет одобрена в первом чтении. Впрочем, автор документа уверяет, что связи между этими событиями нет.
Что касается слова "клевета", которое является термином уголовного права, а значит, нуждается в доказательствах именно со стороны истца, то теперь в тексте у Шлегеля начатся "заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию". В этом случае истцу доказывать ничего не надо, ведь он может просто так считать и просить суд подтвердить его правоту.
Новые поправки предполагают, что за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, редакции издания будет вынесено по решению суда два предупреждения, а после этого, если оно не исправится, то по решению суда же будет закрыто. "В общем-то кардинально поправки статью 4 не меняют, но мы хотим показать судьям, что у них есть возможность закрыть издание и они должны более активно ею пользоваться, а жертвы клеветы должны активнее отстаивать свои права", - сказал " Шлегель.
На первый взгляд кажется, что нововведение направлено исключительно против желтой прессы. Однако если посмотреть на российскую судебную практику, то становится очевидно, что нововведение может ударить по любому изданию.