Дизель набирает обороты
В Европе дизельные автомобили не уступают по популярности своим бензиновым собратьям. В России дизель тоже начинает «набирать обороты» популярности. А некоторые смельчаки прогнозируют даже дизельный бум. Предпосылки есть: только в этом году сразу несколько автогигантов представили в России дизельные аналоги своих бензиновых автомобилей. Неудивительно, стремительно развивающийся российский автомобильный рынок так привлекателен для импортных производителей.
В Европе дизельные автомобили не уступают по популярности своим бензиновым собратьям. В России дизель тоже начинает «набирать обороты» популярности. А некоторые смельчаки прогнозируют даже дизельный бум. Предпосылки есть: только в этом году сразу несколько автогигантов представили в России дизельные аналоги своих бензиновых автомобилей. Неудивительно, стремительно развивающийся российский автомобильный рынок так привлекателен для импортных производителей.
Добавляет энтузиазма буржуям и тот факт, что интерес к дизельным двигателям со стороны российского покупателя неуклонно растет. И хотя пока по количеству дизельных машин мы значительно отстаем от Европы, (доля «дизельного импорта в Россию не превышет 5% от общего объема ввозимых машин, тогда как в той же Германии их продается больше 60%) думается, что совсем скоро эта цифра будет иной.
Дизельная Европа
В Европе дизель очень распространен. И причин этому несколько. Во-первых, дизель считается более экономичным двигателем, во-вторых, менее вредным для окружающей среды. Правда, сэкономит ли дизель ваши деньги, вопрос очень спорный. Дизельные машины, как правило, дороже своих бензиновых аналогов на 1-3 тысячи долларов. В Европе экономия достигается за счет того, что разница между дизельным топливом и бензином отличается в пользу первого, в России же цены на бензин и качественное дизтопливо отличаются несущественно, и подобная экономия исключается сама собой. Вспомним еще, что обслуживание дизельных автомобилей дороже, т.к. многие производители требуют проведения ТО для дизельных версий автомобилей в два раза чаще, чем для их бензиновых аналогов. Но если цены на бензин будут продолжать расти и расти, то в скором времени мы можем ощутить себя в этом смысле европейцами и начать пересаживаться на дизель в целях экономии своих средств на топливе.
Дизель — это для тракторов
Мы больше привыкли к тому, что дизельные двигатели это удел внедорожников. В то время как на западе дизельные седаны, хэтчбэки и даже суперкары — это норма. Но, видимо, и мы уже достаточно привыкли к дизельным моторам на обычных машинах, т.к. такие гиганты как Audi, Citroёn, Daimler, Jaguar, Mazda, Renault и др. уже расширяют свои российские линейки за счет дизельных вариантов своих моделей. Об интересе российских автомобилистов к дизелю говорит и статистика продаж. Процент продаваемых дизельных автомобилей неуклонно растет. Способствует этому и возросшее качество российского дизтоплива. А надо сказать, что до этого наше топливо просто представляло угрозу для импортных авто с дизелями, оснащенными сажевыми фильтрами. Автомобили с такими двигателями соответствуют нормам Евро-4 и Евро-5, но крайне придирчивы к качеству топлива. Российская солярка с высоким содержанием серы для них губительна. Проблему «капризных» сажевых фильтров автопроизводители решают по-разному. Audi, Mercedes-Benz и BMW просто не оснащают ими машины. А вот Ford и Citroёn считают, что современное российское дизтопливо уже не опасно для их фильтров.
Тормозит распространение автомобилей с дизельными двигателями и российское мышление, полное всевозможных стереотипов. В сознании многих дизель до сих пор — это трактор, который и на морозе не заводится, и дымит как паровоз, да и пахнет соответственно. Но с другой стороны есть сегмент водителей для которых дизель — это своего рода стиль. Конечно, это любители внедорожников, коих в дизельном варианте в нашей стране предостаточно. Сегодня линейки внедорожников практически всех мировых брендов в России включают в себя дизельные версии, интерес к которым постоянно растет. В 2007 году, к примеру, дизельных Discovery 3 было продано 90% от общего объема продаж модели, а Range Rover – 30%. За январь 2008 года дизельные Discovery 3 составили уже 94%, а Range Rover – 38% от общего количества. Почти треть продаваемых в России внедорожников Audi оснащена двигателями TDI. С 1 января этого года Mercedes-Benz начал ввозить в Россию кроссоверы ML 320 CDI, GL 320 CDI и R 320 CDI 4Matic, потребляющие солярку. И даже Mazda, никогда не делавшая в России ставку на дизели, завозит к нам свой пикап В2500 и, по некоторым данным, собирается в ближайшее время представить дизельную версию кроссовера CX-7.
Забота о дизеле
Если вы обладатель машины с дизельным сердцем или собираетесь таковым стать, неплохо было бы знать некоторые нюансы, которые помогут уберечь ваш автомобиль от визита а автокардиологу.
Диета
Чем вы «кормите» двигатель, так он себя и чувствует. Все как у людей. Любой мотор любит качественное топливо. Дизель же просто жить без него не может. Самые чувствительные к наличию примесей моторы с системой питания Common Rail или с насос-форсунками. Таких с каждым днем становится все больше, а потому и требования к качеству дизтоплива ужесточаются – распылители форсунок современных систем могут выйти из строя почти сразу же после заправки некачественной соляркой.
С моторами, у которых топливо в цилиндры подается и дозируется обычным насосом высокого давления, легче – их форсунки не столь прихотливы. Но это не означает, что в его можно «кормить» чем попало. В общем наш вам совет: заправляйтесь только на проверенных АЗС, а также возите с собой на всякий случай канистру отличной солярки, особенно, если собираетесь ехать куда-то далеко.
Если же вы все-таки заправились на сомнительной заправке, и двигатель пожаловался вам лампочкой Check Engine на некачественное топливо, стоит напрячься. Хорошо, если движок выдержит такое «пойло» и довезет вас до места назначения, но вполне может быть, что получит «отравление» и ехать куда-либо откажется.
Масло масленое
Дизельный мотор также щепетильно относится к качеству масла как и к качеству топлива. И причин этому две. Во-первых, ударные нагрузки на самые ответственные детали двигателя у дизеля выше, чем у бензинового аналога. Во-вторых, тяжелее температурный режим поршней, в охлаждении которых масло принимает самое непосредственное участие. с дизельными двигателями, которые прослужили ни один год возникают проблемы. Часть рабочей смеси, просочившись сквозь неплотности колец, попадает в масло, разжижает его и ухудшает все его характеристики. Избежать этого можно одним способом — своевременно менять масло. И если бензиновый мотор относительно безболезненно может перекатать пару-тройку тысяч километров, то у дизеля регламент надо соблюдать жестко. Опять же экспериментировать с маслом не советуем. Используйте то, что советует производитель. Ну и также следите за топливным фильтром. Забитый фильтр укорачивает жизнь буквально всему топливному оборудованию.
Ой, мороз, мороз
Хотя зима уже прошла, все равно не лишним будет напомнить про опасности, поджидающие дизельный двигатель в зимних присадках, а именно о парафине. Он присутствует в любой смеси для дизельного, но в разных количествах. Малое количество парафина не меняет вязкость топлива, в то время как его избыток способен уже при – 5 °С превратить жидкость в желе, а при 15 градусах мороза – в нетекучую субстанцию. Летнее топливо, заправленное зимой закупорит систему подачи, поэтому солярку для холодного времени года делают из более легких, чистых и дорогих фракций нефти. Поэтому зимнее дизтопливо дороже летнего. Бывает, что зимнее дизтопливо делают некачественно, разбавляя его бензином или керосином, поэтому, избегайте сомнительных АЗС и заправляйтесь на тех, к которых вы уверены. То же самое касается и зимних присадок. Не стоит экспериментировать с такой дорогостоящей частью автомобиля как двигатель. Используйте присадки, которые рекомендует производитель.
Турбо
Большинство современных дизельных моторов турбированные. Турбина увеличивает мощность и рабочий диапазон дизеля, что позволяет ему составлять достойную конкуренцию бензиновым братьям.
Предполагается, что водитель, который заботится о своем автомобиле, будет эксплуатировать турбированный двигатель правильно. А именно: не глушит мотор сразу, а подождет несколько минут пока разогретые до 700 градусов детали ротора турбины охлодятся на холостых оборотах. Если этого не делать, и глушить движок сразу, то масло, которое должно было охлаждать ротор, больше не поступает в него. Для преждевременной кончины турбины достаточно буквально несколько таких резких остываний.
Для ленивых придуман турботаймер, который сам выключает зажигание тогда, когда турбина остынет правильным образом, в то время как вы давно выключили зажигание и, торопясь, убежали по своим делам.
Дизельная песня
Любой опытный механик, как хороший врач, - по звуку двигателя определит все ли с ним в порядке. И даже если вы не можете похвастаться такими навыками, хоть изредка слушать двигатель все-таки стоит. Если рокот сливается в одну непрерывную песню – хорошо. Если же из общего строя выделяются ритмичные металлические нотки, то прислушайтесь внимательнее: более сильные звуки свидетельствуют о вероятной неисправности. Если же на холостых мотор заметно «приседает» на один из цилиндров, готовьтесь к замене форсунок.
Если даже вы обладаете новейшим турбодизелем, который работает как швейарские часы, в любом случае он требует бережного обращения. Помните, что максимальные обороты дизелю дается тяжелее, чем бензиновому мотору. Тоже самое можно сказать и про предельно низкие обороты. Поэтому не стоит заставлять работать двигатель в этих предельных крайностях, поберегите его и тем самым продлите ему жизнь. Не забывайте также дать ему остыть после поездки с ветерком, кормите самой качественной «едой» и покупайте только качественное масло и будет он вам служить свой дизельной верой и правдой.