Дорогое удовольствие на колесах
Все чаще рядовые автолюбители выступают против классового разделения, приобретая модели бизнес-класса. На этот шаг их толкают сами производители, удешевляя стоимость за счет открытия заводов в России, и респектабельным дизайном более дешевых моделей.
«Скажи, какая у тебя машина, и я скажу, кто ты» - выражение, которое определяет статус российского водителя, не имеет ничего общего с общепринятыми в мире градациями. Рядовой иностранный менеджер, купивший себе автомобиль бизнес-класса, рискует прослыть сумасшедшим. В то же время наш человек, переплюнувший покупкой собственные доходы, вызовет безграничное уважение и зависть, как коллег, так и друзей. Эту закономерность продолжают доказывать растущие объемы продаж машин более дорого класса.
Ярким примером служит Тойота Камри из линейки бизнес-класса. В очереди на эту модель (в определенной комплектации и цветом кузова) можно простоять до трех месяцев. Не менее кассово выглядят спросы у Ниссан на Teana и Мазда 6-ой серии. И если популярность Хьюндаи Соната еще оправдана с финансовой точки зрения, то остальные модели вызывают вопрос: «Почему российские водители готовы потуже затягивать пояса ради внешнего престижа?»
Покупка по-американски
По мнению эксперта аналитической компании «АвтоФорм» Дмитрия Нагина, помимо русского менталитета «на внешний лоск» масла в огонь подлили и сами производители, задав направление рядовому водителю дизайном последних моделей эконом-класса.
«Посмотрите на тойотовскую Короллу, или тот же Фокус последнего поколения. По многим показателям они догнали бизнес-класс прошлых лет. Надо признать, что это общемировая тенденция, заданная на респектабельный стиль, - говорит о ситуации Дмитрий Нагин. «На такой акцент комфортности и простора автомобилей повлиял американский рынок, поскольку сегодня он остается самым востребованным у производителей. Массовый американский покупатель привык к большим автомобилям. К примеру, Тойота Камри никогда не относилась в США к классу бизнеса. Это обычный семейный автомобиль. Как и Форд Мондео. Чтобы увеличить спрос моделей эконом-класса, большинство автоконцернов стали создавать более габаритные и комфортные машины среднего класса».
По словам одного из руководителей дилерской компании Тойота, все чаще вчерашние покупатели Короллы и Авенсиса меняют или покупают второй автомобиль класса Камри. Кто-то берет эту недешевую модель, как семейный автомобиль, но нередко владельцами становятся и мужчины до 30 лет. В России статус по-прежнему формирует в большей степени ваш автомобиль, нежели место работы и должность.
По мнению психолога Светланы Воробьевой, дело не столько в барских замашках, сколько в географическом менталитете водителей. «Не удивительно, что в этом мы схожи с американцами. В отличии от большинства стран, Россия и США очень крупные государства с просторными дорогами и в просторных городах. Компактность для нас не естественна, как для француза или англичанина. Поэтому на большие машины спрос в России и США всегда будет приоритетным.
Но помимо сходства, существуют и различия. Особенно, если речь заходит о материальной части покупки. К примеру, стоимость Тойота Камри в США на 4-7 тысяч долларов ниже, чем в России. Виной тому таможенные пошлины и комплектация. Российский покупатель модели Камри, если решает затратиться на престижное авто, то «разгоняется» в своем порыве до максимума. Как правило, это комплектация «Бизнес» или «Люкс». Как говориться - гулять, так по полной программе.
Класс «бизнесу» рознь
Этой зимой на Франкфуртском автосалоне компания Форд в своей рекламе, замахнулась на святая-святых – штутгартский автопром. На больших баннерах был изображен новый Мондео рядом с Мерседесом класса С и подпись, переводимая примерно так: Проведите тест и убедитесь!
Форд давал понять, что новый Мондео ни в чем не уступает Мерседесу С. Что тут скажешь. Очень сильное заявление. Даже если провести тест между Мондео и Фольцваген Пассат, показатели будут очень спорными. Если дизайн экстерьера перевесит на сторону американцев, то далее по возрастающей: интерьер (качество отделки, лаконичность, эргономика), комфорт и технические характеристики не выявили превосходство Мондео над Пассатом. Да и российские покупатели по-прежнему склоняются к Камри, нежели к Мондео. Но надо отдать должное новому поколению Форда бизнес-класса – они сделали машину, как для водителя, так и для пассажира. Это значит, что находясь за рулем вы будете получать столько же удовольствия, сколько и пассажир на заднем сиденье. Что нельзя сказать про Камри. Выигрывая у Мондео по плавности хода (особенно на российских дорогах) более комфортной подвеской, управлению не хватает динамики, быстрой реакции и чуткости руля.
Впрочем, тойотовские инженеры и не собирались закладывать эти показатели в технические характеристики. Но вот в чем парадокс. Объемы продаж за вторую половину 2007 и первую 2008 года у Камри значительно выше в России. При этом у Тойоты эти показатели выходят за норму бизнес-класса. А это означает, что машину покупают менее обеспеченные автолюбители.
Получается, что дело не столько в качестве технических характеристик, сколько в статусности авто. И экстерьер Камри обеспечивает российского покупателя этим запросом. Интерьер «японки» выполнен в более строгом стиле, нежели Мондео, а пространства в машине стало еще больше. Сыграли роль и некоторые географические привычки.
Так за Уралом спрос на Камри чуть больше, чем в европейской части России. Причина очевидна – ближе к Востоку популярность японским машин уже перешла в некоторые традиции. Это вторят и продажи Ниссан Теаna и Мазда 6. Представительские классы имеют высокую востребованность не только в среде бизнесменов и обеспеченных людей.
Причина кроется и в более доступных ценах. Например, Теаna можно купить по стоимости Тойота Авенсис при разных комплектациях. Последняя до недавнего времени относилась в России к бизнес-классу, хотя сами японцы никогда не позиционировали модель в этом классе.
Не по зубам кузов
Такое «вхождение» в бизнес-класс рядового автолюбителя обеспечила и система автокредитования. Нередко, желание купить респектабельную модель основывались не столько на прагматических расчетах своих средств, сколько на простом «хочу» и авось выкручусь.
Ярким примером тому может служить картина «Приехали»: машина бизнес-класса с «шашечками» на крыше. Кому-то удается выкручиваться, а кто-то попадает в черный список банков. Особой активности на рынке бизнес-класса немецких производителей мы не заметим. Хотя своего рода прыжок через голову рядовым автолюбителем можно отметить на возросших продажах моделей эконом-класса немецких автоконцернов. Как всегда здесь лидирует Фольцваген с Пассатом и чуть поодаль идут баварцы.
Если брать за индикатор ценники, то это тот же бизнес-класс во всем, что касается комфорта и, частично, ходовых характеристик. Желающие купить «большой» кузов в немецком исполнении при средних доходах нервно курят и идут в автосалоны Рено, Митсубиси и Тойота. Планка наивысшего статуса и счастья начинает отсчет от 40 тысяч евро.
По-прежнему популярной маркой у россиян остается Лексус. При этом его стоимость вынуждает средний класс идти на «подмену». Многие автолюбители не чураются покупки Тойоты Харриер, - японский аналог Лексуса с наименьшим комфортом и правым рулем. Здесь покупатели совмещают важные и значимые для себя вещи – комфорт и внедорожные колеса. Если говорить о французском Рено, сделавшее себе имя на Логане, то модели Меган не стали на столько популярными, как Камри. Безусловно, у них есть свой покупатель, но менее обеспеченные автолюбители делают реверанс в сторону японцев, даже если надо переплатить тысячу-другую.
На общем фоне можно сразу выделить очевидных лидеров, но сложно говорить об аутсайдерах. Большинство производителей известных марок сохраняют динамику продаж моделей бизнес-класса, поскольку это самый стабильный сегмент. Самые талантливые смогли попасть в одну струю по потребностям и желаниям российских любителей престижной жизни. Делалось это не специально, но результат порадовал обе стороны. А вот открытие заводов и выпуск в России машин бизнес-класса, обеспечит той же Тойота очень высокие продажи Камри. Схожая картина будет складываться и у Форд Мондео.
В перспективе может подешеветь Рено Меган, если начнет выходить в тольяттинского конвейера. Так что если на по дороге не застанет очередной экономический кризис, доля машин бизнес-класса будет динамично наполнять улицы российских городов.