АвтоВАЗ объединили с конкурентом
Несмотря на перспективу слияния с западно-азиатским концерном, будущее отечественного автогиганта не выглядит таким уж радужным. Существуют сомнения в эффективности политики «кровавого менеджера» на российских просторах, где действие экономики подчинено «национальным особенностям».
Несмотря на перспективу слияния с западно-азиатским концерном, будущее отечественного автогиганта не выглядит таким уж радужным. Существуют сомнения в эффективности политики «кровавого менеджера» на российских просторах, где действие экономики подчинено «национальным особенностям».
Объединение отечественного автопрома с французко-японской коалицией — беспрецедентный случай в российской истории. И последняя надежда нашего автопрома выбиться «в люди». При помощи Запада и военных технологий «Рособоронэкспорта» АвтоВАЗ пытается завоевать уважение россиян качественным автомобилем.
В конце февраля Renault стала обладателем блокирующего пакета акций АвтоВАЗ (25% + 1 акция). Сумма покупки составила 1 млрд. долларов, при общей капитализации завода в 5 млрд долларов. Отдав четверть,
тольяттинцы получили пятую часть. Но такая скидка вполне логична для предприятия, несущего ежедневные убытки. Что же должно измениться на производстве с приходом французов? (Кстати, в состав совета директоров войдут сразу три топ-менеджера от Renault). Но давайте по порядку.
Можно сказать, что тольяттинцы морально готовились к реструктуризации, в том числе и модельного ряда. Весь 2007 год АвтоВАЗ был богат на новости и события. Последняя из них – снятие с производства «десятого» семейства. В рамках обновления автомобильного ряда в 2009 году выпуск этих моделей будет прекращен. Вот-вот должно закончиться производство хэтчбеков Lada-112. А в 2009 году жирную точку на этом семействе поставят, убрав универсалы. На их замену придут аналоги Priora.
Стоит ли предполагать, что автолюбители будут долго сожалеть по ушедшей «десятке»? Думается, что нет. Разве только любители «двенадцатой», которых значительно больше. Но по большому счету это уже второстепенные вопросы. Равно как и поднятие цен на все модели. Или история похожая на анекдот – АвтоВАЗ возможно, будет закупать коробки передач в Иране, так как российские трансмиссии дороже и менее надежны. Думается, даже если компания объявит о скором выпуске внедорожников на базе БТР с 12-цилиндровым двигателем, обогащенным ураном и аэрокосмическим сплавом, это вряд ли вызовет резонанс после событий 29 февраля 2007 года.
Историческая дата слияния с зарубежными концернами - это хороший день, во многих отношениях. Даже потому, что мы признались в том, что сами не в состоянии вывести компанию из кризиса. Французская Renault была самой первой с кем АвтоВАЗ начал вести переговоры еще в 2005 году. Летом 2007 года уже рассматривались три кандидатуры в качестве партнеров: Fiat, Renault, GM и даже Porsche. Последний вариант до боли напоминал гипотезу о внедорожнике на базе БТР.
Что касается GM, то здесь уже был опыт в виде выпуска Шевроле-Нива. А также попытка строительства завода автокомпонентов Magna, непонятный концепт «C» с той же Magna и другие неудавшиеся проекты. На самом деле реальный интерес всегда был только к французам. Все остальное: подписание соглашения о переговорах с Фиат, GM - лишь попытка набить себе цену. Цену набить не удалось, но как пояснил руководитель пресс-службы Денис Метальников «новую Ладу, созданную в коалиции с французко-японским концерном, автолюбители смогут увидеть уже в 2009 году». Он также сообщил, что «радикальных изменений в технической части машины не произойдет. Хотя в целом изменения будут, но детально о них пока рано говорить». Источник из компании Renault сообщил нам, что Лада подвергнется небольшим изменениям в экстерьере, интерьере, а также будут пересмотрен ряд моментов в технологии конвейерной сборки.
По мнению президента АвтоВАЗа Бориса Алешина слияние позволит «ускорить развитие автозавода, обновить и расширить его модельный ряд, развивать марку Lada, сохраняя ее индивидуальность, чтобы помочь ей удержать лидерские позиции на российском рынке и укрепить ее коммерческий успех, обменяться технологиями и ноу-хау».
Что от этого получит рядовой автомобилист пока не ясно. Теоретически качество машин должно повыситься, а цена, хотя бы не расти. Что касается технической базы, то Карлос Гон заявил, что Renault предложит партнеру (АвтоВАЗу) несколько готовых платформ, недавно разработанных, но еще не запущенных в производство. Еще до официального партнерства у россиян и французов возникли разногласия.
Так в отношении условий предоставления платформ и силовых агрегатов у будущих партнеров сложились разные взгляды. Борис Алешин заявил, что Renault передаст ВАЗу технические разработки и ноу-хау безвозмездно, в расчете на долю в прибыли от продажи автомобилей под брэндом Лада. А Карлос Гон до слияния отмечал, что все технологии будут предложены тольяттинскому предприятию по определенной цене. Наш источник в Renault предположил, что, скорее всего, компенсация уже была внесена в сумму продажи пакета акций. Планируется создание трех семейств автомобилей класса В, С, а также запуск бюджетной модели, которая призвана заменить «классику».
«Убийца издержек» идет
Именно так называют Карлоса Гона во всем мире, после того, как он поставил на ноги Nissan. Карлос, это тот же тренер Гус Хиддинк, только в автопроме. Этакая скорая помощь для российского модельного ряда. Хочется надеяться, что в случае с Карлосом Гоном «Что русскому хорошо, то немцу смерть» окажется неуместной. Тем более, что он ливиец, хоть и с европейским именем. Но давайте взглянем на ситуацию объективно. По мнению эксперта аналитической компании «ИнтерКом» Павла Барзаева, у Карлоса Гона возникнут серьезные проблемы с «кровавыми методами» на российских просторах. – Здесь ситуация совсем иная нежели с Nissan и Renault, - объясняет Павел Барзаев, - АвтоВАЗ является частично государственной компанией. По крайней мере, при активной поддержке власти. А значит проводить массовые увольнения, равносильно рубить сук на котором сидишь. Никто не позволит господину Гону создать сложную социальную обстановку в Тольятти. Хотя с экономической точки зрения сокращение штата на заводе сейчас необходимы. Речь идет о 50% сотрудников, без которых компания сможет работать эффективно. Очевидно, что столь сложную ситуацию понимает и сам «кровавый менеджер». Но вряд ли неудачи подорвут его репутацию управленца. Поскольку там на Западе он всегда сможет сказать: «Но эта же Россия! Что вы ожидали!» Таким образом, нанимая «убийцу издержек», Сергей Чемезов поставил себя и госкорпорацию в сложную ситуацию, где предстоит решать задачи круговой поруки, особенности русского менталитета и соблюдать государственные интересы, а значит и социальные.
Но по русской традиции мы выбрали из всех зол, меньшее. Французская компания больше всего подходит АвтоВАЗу для слияния. Именно Renault пришла на российский рынок с уже готовыми бюджетными моделями Logan. Опыт в производстве таких моделей у компании богатый. А ВАЗ работает именно в этой нише «народных» автомобилей и не собирается переходить в другой класс. Да и лучшего антикризисника, чем Карл Гон на сегодня в мире не найти. В 1999 году схожая ситуация была у компании Ниссан. Приход менеджера Гона и слияние с французами позволило японскому производителю перейти от убытков к прибылям.
Административный ресурс.
В целом перспективы есть, несмотря на присутствующий пессимизм. Когда Рособоронэкспорт взял в свои руки автоконцерн, мы еще гадали, что за «высокие технологии, которые присущи нашей оборонной промышленности», собирается «внедрять в автомобильную промышленность» господин Чемезов. Кажется, до конца ответа на этот вопрос не знает и сам Сергей Чемезов. Но как ни крути, Рособоронэкспорту и АвтоВАЗу нужно будет закупать металлы и материалы по более низкой цене. Ответ на это вопрос может крыться в дальнейших планах РОЭ.
Рособоронэкспорт и Troika Capital Partners планируют продать еще 25% акций АвтоВАЗа одной из крупных металлургических компаний. В числе потенциальных покупателей специалисты выделяют ММК, «Северсталь» и «Металлоинвест» (Все они относятся к прокремлевским компаниям). Это позволит снизить себестоимость сборки машин за счет поддержки государства.
Уже озвучена необходимая сумма инвестиций в АвтоВАЗ – 3,5 млрд долларов. Нынешний партнер Renault готов предоставить 900 млн. долларов. Остальную сумму 2,6 млрд. долларов будем платить мы с вами, граждане автолюбители и не любители. Минпромэнерго уже предложило направить на развитие отечественного автопрома 146,6 млрд руб. на период до 2015 года. Может быть читателя порадует тот факт, что премьер-министр Зубков возмутился такой цифре не меньше, чем рядовой налогоплательщик. Вы наверное уже заметили, что сумма явно превышает 3,5 млрд долларов.
Конкурирующее партнерство
В этой истории французско-японская компания рискует меньше чем национальная российская компания АвтоВАЗ. А то, что конкуренты оказались в одном окопе вообще придает картине то ли интригу, то ли пикантность. Помимо развития и поддержки брэнда Лада, иностранные партнеры ВАЗа вынашивают и планы производства на мощностях тольяттинского завода собственных моделей. Причем не только марки Renault, но и более дорогих автомобилей Nissan. Здесь можно усмотреть угрозу для Lada — увеличение выпуска, например, модели Renault Logan увеличит конкурентное давление на Lada Kalina. Хотя Карлос Гон заверил, что модели Лады будут разведены с французскими и японскими, как это было сделано в свое время между Renault и Nissan. Если в ближайшие два года «кровавому менеджеру» удастся реализовать свои планы развития АвтоВАЗа, то с 2010 года может начаться выпуск Renault Laguna и Megane в Тольятти.
Свои интересы в новом партнерстве есть у обеих сторон. Renault, в первую очередь, стремится обойти конкурентов, активно идущих на быстро растущий российский рынок. АвтоВАЗ пытается спасти свое положение, ухудшающееся под напором автоимпорта и продукции сборочных производств. Хочется думать, что сотрудничество с Renault-Nissan окажется для ВАЗа более успешным, нежели опыт работы с тем же GM. Условия сотрудничества еще предстоит уточнять. А следовательно, и говорить о реальных перспективах новорожденного альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ несколько преждевременно.