VIP-зона появится в питерской подземке
В Петербурге обсуждали идею модернизации метро. Идея революционная: город стоит в пробках, потому что много машин. А много их, потому что состоятельные люди считают нестатусным ездить на общественном транспорте. Стало быть нужно организовать вагоны для VIP-пассажиров, глядишь и город разгрузится. Руководство метрополитена считает идею малореальной, но обсуждают ее не где-нибудь, а на заседании городского правительства в Смольном. Ведь прецеденты есть: в берлинское метро 20-х годов были три класса обслуживания, по такому же принципу хотят организовать дубайскую подземку. У успешного адвоката Валерия много дел в городе. Для него время, как ни банально звучит, деньги, которые, стоя в пробках, он теряет. Но к идеи создания вип-метро он относится с юмором. Валерий Зинченко, адвокат: «Если фантазировать и представлять, как это может выглядеть, то, наверное, это бархатные красные кресла, официантки. Как я понимаю, там VIP-эскалатора уже не будет, поэтому смысла не вижу большого в этих вагонах. Я бы пользоваться, скорее всего, не стал». Сам проект придумали в руководстве одной крупной топливной компании как раз для топ-менеждеров и бизнесменов. Идею неожиданно поддержали некоторые городские чиновники. Игорь Мосцеев, представитель компании-инвестора: «Эти места должны быть достаточно комфортные, в вагоне предусмотрена установка телевизионного экрана для того, чтобы люди могли, скажем, отслеживать новости во время своей поездки. Предусмотрено распространение прессы». На бумаге проекта нет, но есть примеры. Например, существуют чертежи и эскизы одного московского арт-бюро. Их готовили для московской подземки, но в итоге отказались. Сложно технически и вряд ли окупится. В вагоне для состоятельных пассажиров предусмотрен бар с кофе, соком и набором легких закусок, соответственно есть барные стойки со стульями, в середине вагона всегда свежая пресса. А еще удобные сиденья со столами, сверху полки для легкого багажа, вроде портфеля с документами. Для большего уюта — качественная шумоизоляция, которая позволит говорить, не повышая голос, тонированные стекла и климат-контроль и туалет. Проездной на месяц в таком вагоне может стоить 3–5 тысяч рублей. Вагон рассчитан на 30 состоятельных пассажиров. Для сравнения в обычном помещается 200 человек, в часы пик — еще больше. Владимир Гарюгин, начальник ГУП «Метрополитен»: «Я считаю, что это просто фантазия какая-то и несерьезные вещи». В самом метрополитене не разделяют планов бизнесменов. Как, например, випы будут спускаться к вагонам? Отдельный эскалатор — дорого и в прямом смысле сердито, ведь простые пассажиры могут отнестись негативно, особенно в часы когда с трудом пробираются к поезду. Метро — не место для классовых различий. Владимир Гарюгин, начальник ГУП «Метрополитен»: «Длина платформы ограничена, поэтому все можно сделать только за счет обычного поезда, то есть один из вагонов выцепить обычный и прицепить VIP-вагон. Но в сегодняшний „час пик“ у нас и так ситуация далеко не безоблачная». Конечно, на метро быстрее. Через центр города вместо двух часов по уличным пробкам можно на метро доехать за полчаса. Но пересаживаться с дорогих иномарок никто пока не спешит. Впрочем, если будет спрос, может появиться и предложение. Если VIP-вагоны появятся в метро, то это, скорее всего, будут либо последние, либо первые вагоны состава. Непонятно, как предполагается отделять эту зону на платформе. Зато очевидно, в петербургской подземке сначала надо оборудовать лестницы и эскалаторы для инвалидов и детских колясок, а уже потом думать о горячем кофе для топ-менеджеров.