Путин начал борьбу с иномарками
Владимир Путин вновь вступился за отечественный автопром. Он согласился с введением запретительных ставок ввозных пошлин для иномарок старше пяти лет, а также с увеличением стоимости страховки и налога для старых автомобилей.
Накануне премьер-министр посетил компании «Северсталь-авто» в промышленно-производственной зоне «Алабуга» и провел совещание о перспективах развития автопрома, сообщают «Ведомости». В нем приняли участие главы всех крупнейших автопроизводителей: гендиректор и основной владелец "Северсталь-авто" Вадим Швецов, президент группы АвтоВАЗ Борис Алешин, глава группы ГАЗ Сергей Занозин, гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, а также вице-премьер Игорь Сечин, который курирует в новом правительстве промышленность, пишет «Коммерсант».
По словам ряда федеральных чиновников, подготовкой совещания занимался Игорь Сечин. 17 мая он впервые встретился с главами российских автозаводов, познакомился с ними и выслушал предложения по развитию отрасли. Все опрошенные "Коммерсантом" автопроизводители признавались тогда, что остались довольны встречей, потому что новый вице-премьер "готов внимательно слушать и вникать в детали проблем".
Путин напомнил собравшимся, что для России автопром — это почти 3% ВВП и миллионы занятых россиян. Правда, из проданных в прошлом году 3 млн автомобилей лишь четверть пришлась на традиционные российские марки. А все из-за того, что «в свое время наша автомобильная промышленность серьезно сдала позиции», посетовал премьер. Благодаря привлечению международных автоконцернов ситуацию удалось исправить. В прошлом году на произведенные в России автомобили (с учетом иномарок) пришлось 40% рынка, но Путину этого мало: «Порядка 80% автомобилей, продаваемых в России, должно производиться на нашей территории».
Кроме того, Путин хочет стимулировать обновление автопарка, ведь более половины машин — старше 10 лет. Чиновник и сотрудник одного из автозаводов, присутствовавшие на совещании, говорят, что договорились ужесточить ввоз подержанных иномарок. Сейчас запретительная пошлина распространяется на автомобили старше семи лет, теперь этот порог предлагается опустить до пяти лет. В 2007 г. в Россию было ввезено 380 000 подержанных иномарок (14% рынка). Повышение пошлин повысит спрос на новые автомобили, отмечает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Но не факт, что выигрыш достанется российским производителям, отмечают Ведомости.
Также на совещании договорились ввести дифференцированный тариф ОСАГО в зависимости от возраста автомобиля. Чем старше машина, тем выше должен быть тариф, говорят собеседники «Ведомостей». Тот же принцип предлагается распространить на транспортный налог. Для автомобилей, которые соответствуют «Евро-3», останутся действующие ставки, для «Евро-4» и выше предполагается их снизить, а для «Евро-2» и ниже, наоборот, повысить.
Кроме того, на совещании обсуждалась идея продлить режим промсборки для производителей автокомпонентов.
Источник в Минфине сказал, что инициатив по дифференциации дорожного налога и тарифа по ОСАГО в его министерстве еще не видели. Но министр промышленности и торговли Виктор Христенко уже пообещал, что поручения премьера будут выполнены в течение двух месяцев.
«Ведомости» также отмечают, что заядлый автомобилист Путин давно помогает автопрому. Еще в 2001 г. он встретился с представителями отрасли и договорился о повышении пошлин на иномарки. Год спустя Путин публично пожурил премьера Михаила Касьянова за то, что «у правительства недостаточно мужества для проведения политики защиты национального производителя, в частности в сфере автомобилестроения». В результате правительство в течение двух лет повысило пошлины на иномарки, а впоследствии ввело льготы для зарубежных автопроизводителей.