Изменчивая фортуна автолидерства
Недавно директор Тойота Мотор объявил, что компания отходит от принципа «массового конвейера» и сконцентрируется на качестве машин. В то же время немецкая аналитическая компания объявила, что Daimler и BMW сдали позиции Porsche. Немного удивили российские показатели продаж 2008 года: пальму первенства «народного автомобиля» у Ford Focus отобрал Chevrolet Lacetti, реализовав на тысячу машин больше.
Недавно директор Тойота Мотор объявил, что компания отходит от принципа «массового конвейера» и сконцентрируется на качестве машин. В то же время немецкая аналитическая компания объявила, что Daimler и BMW сдали позиции Porsche. Немного удивили российские показатели продаж 2008 года: пальму первенства «народного автомобиля» у Ford Focus отобрал Chevrolet Lacetti, реализовав на тысячу машин больше.
Вечный спор, какая марка круче, продолжает давать почву для размышлений автофанатам. Словно бегуны на большой дистанции, автоконцерны то отдают пальму первенства конкурентам, то выхватывают из рук, не дав опомниться от счастья вчерашним лидерам. И это борьба наблюдается по всем фронтам: объемы производства, прибыль, объемы продаж, лидерство на отдельно взятых территориях и континентах. От таких скоростей кружиться голова у потребителей, последние данные которых, устаревают быстрее свежего нефильтрованого пива. Только вчера вы купили один из самых надежных автомобилей Toyota по рейтингу ADAC, как сегодня выясняется, что Toyota не вошла даже в десятку, отдав лидерство BMW и уступив своим собратьям Mazda и Mitsubishi. Или, скажем, за кружкой еще не устаревшего для застолья нефильтрованного пива вы соглашаетесь с друзьями, что Фольцваген – машина для немецкого пролетариата и обмываете покупку баварской «трешки», как через месяц сталкиваетесь с «предательством». Ваш друг и вчерашний хулитель Фольцев купил себе Пассат и вместо того, чтобы прятать глаза в землю, любовно осматривает это «калужское недоразумение». Что же происходит? Неужели автомир сходит понемногу с ума?
Опустили Форд
Хочется верить, что нет. Еще больше хочется верить, что законы равной конкурентной борьбы попросту не дают застояться на месте (дабы не заржаветь) признанным фаворитам. Вот интересно, чтобы сказал бы сейчас прародитель автопроизводства Генри Форд, узнай, что не только компания Шевроле обойдет его на российском рынке, но и корейцы из Хьюндаи. Благодаря успеху Lacetti, Aveo и Niva марка Chevrolet уверенно занимает итоговое первое место в России по продажам – с начала года у нас продано уже 58 498 Chevrolet, что на 59% больше, чем за тот же период 2007 года. Далее идет Hyundai - 44 054 машины. Что касается Ford, то он реализовал 41 499 автомобилей.
Если говорить о модельном ряде, то Фокус опустился на второе место после Лачетти. По словам одного из владельцев дилерской сети Форд, в победе Шевроле Лачетти над Фокусом был элемент неожиданности. «Да, мы знали, что у Лачети есть серьезные шансы создать Фокусу конкуренцию, но динамика продаж Шевроле в первом квартале этого года удивила даже экспертов», - пояснил дилер. И хотя отрыв совсем не значительный – чуть больше тысячи машин в пользу Лачети, есть повод призадуматься. А действительно ли дело лишь в очередях и затянувшемся ожидании машин? Авторитетное американское агентство по исследованию авторынка J.D.Power & Associates ежегодно публикует отчет по оценке качества автомобилей. И лишь в этом году, концерн Форд Мотор показал лучшие результаты. Это, конечно, здорово! Но что делали инженеры Форда все предыдущие годы, когда россияне активно покупали все эти «фокусы»? Но знаете, если честно, я не стал бы обнадеживаться. Поскольку, исследование проводилось на западном рынке, а машины с волжского автозавода никто до сих пор не рейтингует. Может быть они очень хороши, иначе бы, наверное, не стояли такие очереди. Но все чаще можно слышать недовольство вчерашних покупателей на разные мелкие поломки «Фокусов». Неужели Лачети, который стоит дешевле не ломается? Конечно, ломается, но вы платите, покупаю машину, меньше и не стоите по полгода в очереди, как в советские времена за цветным телевизором «Березка». Интересно, что в модельном ряду после второго «фокусовского» места, следует французский Логан. А далее идет сплошной Восток, как говорится. Среди самых популярных автомобильных марок в России, всего четыре представителя Запада. Помимо Форда, Шевроле и Рено, седьмое место занимает Опель. Затем успех делят исключительно корейцы и японцы. Но уже скоро (через год-два) в этой десятке появятся и китайцы, которые уже обходят АвтоВАЗ.
Брак по расчету
Если же говорить о России и нашем производстве, то, слушая отечественных политиков, понимаешь, откуда берутся и где учатся российские автодизайнеры. Недавно вице-премьер Сергей Иванов «порадовал» автолюбителей сообщением, что он «увидел нишу нашего автопрома» в лице «производства дешевой ценовой категории». То есть, ездить народу на «тазиках», а чиновникам на Maybach. Правда, американские эксперты считают, что нашим политикам не долго осталось красоваться на неоправданно дорогих Майбахах. Точнее, они знают не о вкусах российских политиков, а о потенциальной смерти некоторых брендов. Американский журнал Businessweek опубликовал список автомобильных компаний, которые могут в ближайшее десятилетие прекратить свое существование. Так, в концерне General Motors в списке потенциальных смертников значатся фирмы Buick, Pontiac, GMC и Saab. А вот у Ford под угрозой находятся Mercury и Volvo (правда, последняя фирма вряд ли будет ликвидирована). Под угрозой находится и Maybach, который сейчас приносит Daimler AG одни убытки.
Вообще, самый проверенный способ спасения автоконцерна, продажа или слияние с более мощным и надежным партнером. Прошедшие годы стали самыми тяжелыми для концерна Форд. Компания стремительно теряла не только доходы и вес в мировом автопроме, но что самое обидное – бренды с историческими именами. После того как Ford продал Jaguar и Land Rover индийской компании Tata, Daimler с большим интересом стал посматривать в индийскую сторону. Знаете, эти поглядывания напоминают взгляд мужчины на женщину, которой он хочет сделать предложение. И, похоже, что этим все и закончится. Daimler уже сделал предложение Тата на поставку комплектующих для британских машин. Если Ратан Тата, который является главным акционером компании Tata, согласится на смену поставщика комплектующих для Jaguar и Land Rover, то эти английские автомобили могут скоро получить двигатели разработки Mercedes-Benz. Кроме того, не исключается, что новые модели того же Land Rover будут создаваться совместно с инженерами Mercedes-Benz. Не меньший интерес у гиганта Daimler к Aston Martin. Концерн Daimler AG собирается купить контрольный пакет акций английской фирмы Aston Martin. Сейчас Aston Martin принадлежит группе инвесторов из Кувейта, однако уже давно ходили слухи о том, что эти самые инвесторы с удовольствием уступили бы часть своих акций какому-нибудь серьезному партнеру.
По словам большинства экспертов, если Daimler AG станет совладельцем Aston Martin, то это будет чрезвычайно хорошим известием для поклонников легендарной британской марки. Ведь в этом случае Aston Martin получит не только дополнительные финансовые возможности, но еще и доступ к технологиям Daimler AG, который, как известно, владеет маркой Mercedes-Benz.
А компания Toyota тоже не теряет зря время и проявляет знаки внимания к Subaru. А зная восточную культуру, понимаешь, что этот маленький шаг к предстоящему большому пути, который ожидает Субару в лоне Тойоты. В этом или начале следующего года компании Toyota и Subaru представят автомобиль совместной разработки.
Речь идет о небольшом 2-дверном купе. Эту модель станут выпускать как под маркой Toyota, так и под брендом Subaru, а под ее капот будут ставить относительно скромные моторы объемом 1,5-2,0 л. Это позволит значительно сократить стоимость машины, что сделает ее настоящим «народным купе». Как будет выглядеть новое купе пока не известно. Однако английский журнал AutoСar уже опубликовал первые рисунки этой машины. Причем, в AutoCar уверяют, что рисунки получены «из достоверных источников».
С чем же связаны такие творческие проекты двух крупных игроков Японии? В руководстве концерна Toyota не скрывают, что планируют в два раза увеличить долю акций Subaru в своей компании. Если сейчас Toyota принадлежит 8,7% акций Subaru, то уже в этом году этот процент вырастет до 17, передает Drom.ru. А в дальнейшем руководство Toyota планирует и вовсе взять Subaru под свой контроль. Стоит отметить, что после того, как Toyota приобрела в 2005 году пакет акций Subaru, две компании начали активно сотрудничать. В частности, на заводе Subaru в США выпускают Toyota Camry. А на предприятии Daihatsu (эта фирма принадлежит Toyota) делают некоторые модели Subaru, предназначенные для продажи в Европе.
Но сотрудничество не всегда может означать предстоящее слияние или покупку части концерна. Так Volkswagen хочет начать выпуск под своей торговой маркой большого пикапа, который будет продаваться в первую очередь на американском рынке. Ведь сейчас у концерна Volkswagen нет ни одного автомобиля подобного плана. При этом Volkswagen не будет сам заниматься созданием пикапа. Немцы договорились с Toyota о том, что последняя начнет выпуск для Volkswagen пикапа, построенного на базе модели Tacoma. Предполагается, что пикап будет представлен в следующем году.
Согласно предварительным данным, называться он будет Robust. Схожая ситуация и у Nissan, которая будет продавать автомобили под маркой Chrysler и наоборот. После заключения соглашения между двумя компаниями Nissan представит на американском рынке свои небольшие автомобили, в первую очередь на эту роль претендует Nissan Tiida, а Chrysler начнет собирать пикапы на заводе в Мексике, но под маркой Nissan. По словам представителей заводов на этом их сотрудничество не закончится.
Договорившиеся о сотрудничестве автопроизводители и в дальнейшем планируют обмениваться новейшими разработками и ноу-хау.
Один из крупнейших представителей брендов, как в мире, так и за рубежом концерн GM подумывает продать марку Hummer. General Motors в настоящий момент испытывает финансовые проблемы, и реализация Hummer поможет GM встать на ноги. Интересно, что Hummer является сейчас чуть ли не единственным американским подразделением GM, которое приносит неплохую прибыль.
Однако в руководство американского концерна принято решение сконцентрировать свои усилия на более экономичных автомобилях - по мнению экспертов, в ближайшие годы рынок больших внедорожников и пикапов будет в Америке неуклонно сокращаться. Между тем, при видимом сокращении продаж пикапов и внедорожников в Америке, это сегмент неплохо растет в России. Правда, здесь наши автолюбители ставят на азиатские марки. Так большим спросом стал пользоваться пикап Митсубиси, недавно появившийся в салонах дилеров.
Борьба Востока с Западом
Не секрет, что корейский концерн Hyundai считает российский рынок приоритетным. Именно у нас они реализуют почти 50% всех машин. И теперь компания собирается начать выпуск на российском заводе в Санкт-Петербурге, который скоро начнут строить, совершенно новую «бюджетную» модель. Этот автомобиль будет построен на той же платформе, что и Kia Ceed/Hyundai i30. Мало того, предполагается, что продавать эту машину будут как в России, так и в европейских странах. Сначала новую модель начнут делать в Корее и Китае. Это произойдет в 2010 году. Ну а в 2011 году «бюджетный» Hyundai доберется и до России. По словам президента Hyundai Motor Europe Ан Гун Хи, главным конкурентом автомобиля будет Renault Logan, который в России в настоящий момент стоит от 267950 руб. до 356 350 руб. ($11 300-15 000).
Проявил интерес к корейцам и Таганрогский автомобильный завод. Он ведет переговоры с руководством Hyundai о сборке в России компактной модели Getz. Так как продажа новой модели под названием i20, придет на смену Getz, то «ТагАЗ» мечтает заполучить себе старый Getz, который пользуется в России бешенной популярностью.
Новый Hyundai i20 будет, разумеется, лучше Getz, однако он окажется дороже примерно на 10-15%. А если Getz начнут собирать в России, то его цена, напротив, должна снизиться, что автоматически гарантирует этой модели неплохой спрос на протяжении еще нескольких лет. В борьбе за бюджетную нишу, помимо индийской Tata и Hyundai делать автомобиль стоимостью около $3000 собираются такие компании как Renault, Nissan, Volkswagen и даже Toyota. Причем, все эти компании собираются выпускать свои автомобили именно в Индии.
Вот уже три года эксперты наблюдают за тем, как Фольцваген прорывается в лидеры автопроизводства. Год за годом он увеличивает свои показатели на 5-10%. В чем же формула их успеха? Во-первых, в немецком бренде, который уже ассоциируется с качеством. Во-вторых с самыми доступными ценами из существующих немецких брендов. И, конечно же, в создании новых концептов и моделей.
Так ярким примером стала популярность кроссовера Tiguan. Его популярность создала невиданный прецедент для западного автолюбителя. А именно очереди, точь-в-точь, как за российскими фокусами. От этой ситуации в шоке были и сами руководители Фольцвагена, которые не просчитали бешеную популярность кроссовера и не увеличили объемы производства.
А в апреле этого года с конвейера завода Volkswagen AG, расположенного под Калугой, сошел 10-тысячный автомобиль (производство началось в ноябре 2007 года). Кстати, Volkswagen планирует через несколько лет довести объем производства автомобилей в России до 150 000 штук в год. Напомним также, что совсем недавно немцы объявили о снижении цен на Volkswagen Passat и Jetta, которые собираются в Калуге. Так, цены на Passat сократились на 4,0-5,2%, а Jetta и вовсе на 7,2-8,0%.
Что же способствует вчерашним аутсайдерам активно пробиваться на рынок и занимать лидирующие позиции? Ответ, на первый взгляд покажется абсурдным, но именно роль второго плана, позволяет этим компаниям быть более мобильными и выигрывать гонку.
В отличии от признанных лидеров, у средних автоконцернов более развязанные руки. Они не тратятся на дорогущие научные разработки, а идут по проверенному пути, особо не мудрствуя. От них никто не ждет сногсшибательных открытий, и им не надо постоянно оправдываться. А значит они не совершают ошибок, подобно Форду, купившему марку Ягуар, и потерявшему на этом, около 10 млрд долларов. Какое же лицо будущего лидера автопроизводства? Если следовать закону потребительства, который должен привести нас к покупке машин в супермаркете, то есть серьезные опасения, что это будет китайский автопром. Впрочем, опасно ли это – покажет время.