Власти предлагают отменить ЕГЭ
Уже шесть лет, как в нашу жизнь вошла аббревиатура, по своему воздействию достойная стоять рядом с ЧК или СС. Мало кто из подрастающего поколения не знает, что такое розовый листик с квадратиками, обязательными к заполнению, - разве что отпетый двоечник.
Уже шесть лет, как в нашу жизнь вошла аббревиатура, по своему воздействию достойная стоять рядом с ЧК или СС. Мало кто из подрастающего поколения не знает, что такое розовый листик с квадратиками, обязательными к заполнению, - разве что отпетый двоечник.
Школьников Единый государственный экзамен доводит до истерик, родителей - до валидола. Говорят, в преддверии экзаменационной пытки даже у домашних животных резко портится характер. ЕГЭ начисто истребил старые добрые традиции шпаргалок, подсказок и спонтанного вдохновенного несения чуши в усталые глаза преподавателя. Современным старшеклассникам незнакомо чувство величайшей победы, при получении абсолютно незаслуженной, но от этого еще более прекрасной пятерки за потрясающе глупые ответы на билет.
Сегодняшние выпускники идут на экзамен, как на казнь. Как ни печально, но для некоторых этот день действительно заканчивается трагедией. Так произошло в июне в Вологодской области, где школьница Полина Белова повесилась сразу после возвращения с экзамена. Показательно, что погибшая девочка была губернаторской стипендиаткой и входила в список 100 лучших учеников России. В области этот случай не единственный: незадолго до того в Череповце девятиклассник Дмитрий Рагозин умер по дороге на экзамен от сердечного приступа. На вопросы журналистов и родителей специалисты дали резонный и элементарный ответ: во всем виновата чрезмерная учебная нагрузка и вызванное ею переутомление.
В связи с этим вспоминаются слова руководителя Рособрнадзора Любови Глебовой. Весной она заверяла красноярцев, что их детям ничего не угрожает — для подростков ЕГЭ стало привычным делом и вызывает разве что легкое волнение.
Кстати, наверняка нигде не подсчитано, сколько за прошедшие 6 лет было истерик и нервных срывов. Думается, общее количество вполне бы потянуло на мини-катастрофу. Например, в этом году на Чукотке компьютер «перепутал» результаты отличников и учеников коррекционного класса. Можно только догадываться, сколько слез пролили пятерочники над чужими двойками. Благо, справедливость была восстановлена в кратчайшие сроки.
Кемеровские школьники оказались самыми решительными. В стремлении избавиться от ярма ЕГЭ они собрали 44 тысячи подписей за отмену эксперимента и собрались подавать в суд. Невероятно логичное обвинение прозвучало в адрес Рособрнадзора — ребят заставляют сдавать экзамен, который станет обязательным только с 2009 года. Попирают, так сказать, их права. Подобный иск был отклонен в прошлом году Верховным судом, в связи с тем, что защищать интересы неограниченного круга людей нельзя. Теперь же круг точно очерчен (44 тысячи подписей — это вам не абстрактный миллион выпускников), а значит, у кемеровчан есть реальный шанс добиться своего.
А московские родители и вовсе обратились в Конституционный суд с жалобой на то, что ЕГЭ противоречит 21-й статье Конституции, где запрещается проводить эксперименты над людьми. По слухам, такие же шаги предпринимаются и во многих других городах России. Вот как безгранична родительская забота.
Да и сами чиновники уже не рады, что ввязались в это дело. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов недавно во всеуслышание заявил, что госэкзамен школьники должны выбирать добровольно. Благодаря Миронову в очередной раз высокопоставленные противники ЕГЭ внесли в Госдуму законопроект, отменяющий обязательность «первого и единого» в российских школах. Им все-таки пришлось признать, что минусов у ЕГЭ больше, чем плюсов. А благодаря резко возросшему уровню коррупции в районах и уйме погрешностей при подсчете баллов «три русские буквы» потеряли последнее уважение в обществе. Остается дождаться решения Госдумы, и, возможно, школьники смогут вздохнуть спокойно. В конце концов, нельзя всех чесать под одну гребенку — это плохо отражается на самоидентификации и любви к Отечеству.
Теперь даже учителя — строгие и принципиальные — прощаются с консервативными взглядами на обучение и сами дают советы ученикам, как надо списывать и куда лучше прятать шпаргалки. Но это еще цветочки. Зачастую преподаватели попросту решают для своих любимцев сложные задания, а то и весь тест целиком. Для любой школы давно стала нормой толпа консультирующих учителей в заведениях типа «М» и «Ж» - во время экзамена только туда и могут выпустить страждущих детей. Случай, характерный для всех общеобразовательных учреждений, но выявленный только в красноярской школе №5: учителя, сидя в лаборантской, сообща решали задания по физике за своих подопечных. В итоге директор школы получила дисциплинарное взыскание.
К слову, тесты отнюдь не являются самым справедливым способом сдачи экзамена. Достаточно вспомнить, какая шумиха поднялась в 2002 году, когда ЕГЭ осторожными робкими шажками только начинал входить в нашу жизнь. Помнится, чиновники наперебой утверждали, что именно нововведение исключит человеческий фактор из жизни школы, и позволит выпускникам получать только те оценки, которых они заслуживают. Может, поначалу так оно и было, теперь же нашлась масса других способов завышать или занижать оценки. Отличнику можно поставить в четверти тройку — и прощай, медаль! Двоечнику достаточно нарисовать за год четверку. А после сдачи ЕГЭ (если, конечно, результаты окажутся справедливыми, без погрешностей и недочетов) оба ученика получат что-то среднее.
Вот и вся математика.