Украина не может выбрать сторону в грузино-российском конфликте
2 сентября Верховная рада Украины могла осудить «режим Саакашвили». Или осудить «агрессию Москвы». Или поддержать «миротворческую операцию России». Или признать независимость Сухума и Цхинвала. Однако ни один из 11 законопроектов по «грузинскому вопросу» так и не набрал большинства голосов. С одной стороны, парламент вновь превратился в кабаре-шоу. С другой - выстрелы в Цхенвале явно срикошетили в украинскую коалицию. Похоже, что на этот раз ранение может быть смертельным. Об этом пишет деловая газета "Взгляд".
На «агрессоре Саакашвили», «России – миротворце» и признании Абхазии и РЮО настаивали «регионалы» и коммунисты. Пропрезидентская фракция НУ-НС, напротив, требовала осуждения России. Блок Тимошенко поддерживал НУ-НС на словах, но вел себя странно. В конечном итоге, грузинский вопрос окончательно перессорил участников «оранжевой коалиции». В свой первый после летних каникул рабочий день депутаты рассмотрели 11 проектов с оценкой событий на Южном Кавказе. Но не смогли принять ни одного из них.
На том, чтобы «грузинский вопрос» был незамедлительно рассмотрен народными депутатами, настаивал, прежде всего, президент Украины. Во время встречи со спикером Верховной Рады Арсением Яценюком и лидером пропрезидентской фракции «Наша Украина - Народная Самооборона» Вячеславом Кириленко Виктор Ющенко подчеркнул, что «Верховная Рада Украины должна дать четкую оценку событиям в Грузии, и консолидированная позиция коалиции в этом вопросе подтвердит ее дееспособность». Тест на дееспособность был с треском провален. Видимо, ожидая подобного результата, президент не стал утруждать себя не только посещением парламента, но и приветственным словом к нему.
Вообще, ощущение того, что украинские депутаты безумно соскучились за ярким ток-шоу не покидало весь день. Одетые в народные вышиванки «нашеукраинцы» на открытии сессии пели национальный гимн Украины с грузинскими флагами в руках. Ближе к вечеру весь парламент уже не пел, а свистел и кричал. Казалось, еще чуть-чуть и начнется настоящая война. Тон же всему действу с утра задал спикер Арсений Яценюк, честно предупредив граждан о том, что политическая среда Украины «чрезвычайно агрессивна».
И началось. «Подтанцовка под Кремль не идет самой большой фракции украинского парламента», - обратился к «регионалам» Кириленко, выступая с парламентской трибуны.
«Нас неприятно удивили заявления руководителя Партии Регионов. Позиция, которая предполагает признание независимости Южной Осетии и Абхазии, является абсолютно неконструктивной, противоречит всем нормам международного права. Если посмотреть правде в глаза, независимость Абхазии и Южной Осетии признали Россия, «Хамас», «Хезбалла» и Партия Регионов», - подытожил он.
В ответ лидер «регионалов» Виктор Янукович заметил: «Если в судьбах государств существует момент истины, для Украины он настал. Он настал для нашего государства, для нашего парламента. Он состоит в нейтралитете Украины».
После этого экс-премьер обвинил украинское руководство в том, что оно «вмешалось» в конфликт России и Грузии «на стороне одного из участников». Цель Ющенко, по мнению Януковича, «рассорить украинский и русский народы, закрепить в массовом сознании граждан образ России-агрессора, который не сегодня-завтра нападет на наше государство».
«Мы должны предложить международному сообществу обработать новые подходы ООН к решению проблем региональных конфликтов. Стержнем подходов должен стать механизм, который сделает невозможными использование двойных стандартов при решении вопроса права нации на самоопределение», - подытожил он, подчеркнув необходимость принять постановление, которое остановит процессы, «наносящие национальным интересам непоправимый вред».
Блок Литвина, в свою очередь, решил заработать очки в глазах избирателя, подчеркнув свою особую позицию и акцентировав внимание остальных не на внешней политике Украины, а на внутренней.
«Соратники президента обвинили премьера в государственной измене из 11 пунктов. Скажите, такая власть Украине нужна? Возможно, для такой власти нужно заменить народ?» - возмущался Владимир Литвин.
Блок Юлии Тимошенко изначально заявил, что считает рассмотрение «грузинского вопроса» бесперспективным. Фракция БЮТ даже не явилась на заседание Совета коалиции, куда коллег пригласили «оранжевые» партнеры дабы согласовать позицию по Южному Кавказу.
Ввиду этого лидер фракции НУ-НС Вячеслав Кириленко счел возможным заявить, что БЮТ совместно с Партией регионов договариваются об упрощении процедуры импичмента президенту.
Блок Тимошенко обиделся. Лидер фракции БЮТ Иван Кириленко в ответ своему однофамильцу и коллеге заявил, что во фракции получили приглашение на заседание совета коалиции только после того, как оно завершилось. «Мы никогда не общались письмами. А с первого дня работы мы начали получать от своих партнеров письма. Мы находимся в двух шагах друг от друга!», - возмутился он.
При этом Иван Кириленко уточнил, что БЮТ получил письменное приглашение от НУ-НС через 15 минут после того, как совет коалиции был проведен «в одностороннем порядке». «Это недостойно», - отрезал народный депутат.
Что до обвинений в сотрудничестве с Януковичем, Кириленко заявил следующее: «У нас с НУ-НС совпадают по многим позициям точки зрения на этот конфликт, в который и Украина, к сожалению, втянута. Да, мы - за то, чтобы был мир на нашей земле, мы – за то, чтобы поддержать усилия ОБСЕ, мы – за то, чтобы была территориальная целостность Грузии, мы – за то, чтобы отработать общую позицию. Но таким языком ультиматумов и упреков, которым вы сейчас говорите, мы работать не сможем. Извините».
После этих слов представители Партии регионов зааплодировали, на что Вячеслав Кириленко заметил: «То, что Партия регионов целый день устраивает овации БЮТ, говорит о моей правоте».
Справедливости ради стоит отметить, что во время утреннего пленарного заседания Кириленко действительно просил партнеров по коалиции согласиться на проведение заседания. Причем и с трибуны, и с места.
В конце концов, публичная и кулуарная дискуссии НУ-НС и БЮТ свелись к взаимным обвинениям в предательстве. Ну а Виктор Янукович заявил газете ВЗГЛЯД, что коалиция, должна признать, что «ее не существует». «Нужно переформатировать в парламенте большинство или идти на досрочные выборы», - подчеркнул лидер Партии регионов.
Шахтеры, которых пригласили на заседание сессии, довольно быстро поняли, что даже если до их вопроса о престижности шахтерского труда у депутатов и дойдут руки, то не раньше позднего вечера. Не имел никаких шансов на принятие и законопроект, касающийся упрощения процедуры импичмента президента (согласно украинским законам, главу державы практически невозможно уволить; оппозиция и БЮТ решили это исправить).
К концу дня депутаты вдруг вспомнили, что обсуждают «грузинский вопрос» в отсутствии главы МИД Украины. «Зачем нам здесь эти полковники?» - в запале бросил один из депутатов. «Это не полковники, это шахтеры», - напомнил спикер.
Как бы там ни было, голосование по всем 11 окологрузинским законопроектам по сравнению с целым днем обсуждений было молниеносным – всего восемь минут. Одно за другим провалились и осуждение российской агрессии, и поддержка действий России, и осуждение режима Саакашвили, и признание независимости Сухума и Цхинвала со стороны Украины…
«Парлемент к консенсусу не пришел», - горько констатировал Яценюк, пояснив это тем, что «часто-густо на мнение украинского политикума влияет внешний фактор». Затем спикер объявил, что парламент переходит к следующему вопросу – выборам его заместителей. «Хотя я бы предложил перейти к шахтерам!» - заметил Яценюк.
И зал вначале дружно согласился с Яценюком перейти к шахтерам и даже министру социальной политики предложили начать выступление, но в итоге все-таки стали выбирать заместителей Яценюку. А шахтеры? А шахтеры – потом. Люди, с ужасом в глазах целый день наблюдавшие за реалити-шоу из ложи гостей, встали и ушли.