Сочи станет курортом европейского класса
В четверг глава администрации Сочи Владимир Афанасенков презентовал генплан развития города до 2032 года. Документ главным образом предусматривает формирование новой гостиничной инфраструктуры. По мнению аналитиков, недостаток идеи в том, что ее авторы ориентируются в первую очередь на нужды Олимпиады-2014, а не на жизнь, пишет "Газета".
«Этот документ позволит нам окончательно отказаться от так называемой точечной застройки, - заявил в четверг Владимир Афанасенков. - Отныне любое строительство в черте города будет осуществляться строго в соответствии с генпланом». Только до конца этого года сочинская администрация освоит 500 млн рублей, выделенных из федерального бюджета. Но общее количество средств, которое понадобится на реализацию всего генплана, Афанасенков не назвал.
Начать решено со средств размещения. Сочинские власти посчитали, что их в городе не хватает, а состояние имеющихся оставляет желать лучшего. Так, 32 действующих туробъекта будут достроены и реконструированы. А также будет построено 19 новых гостиниц, рассчитанных на 19 тысяч номеров.
"Я бы не сказала, что нехватка гостиниц - это главная проблема Сочи. Проблема в другом - дороговизне», - считает ведущий менеджер по Краснодарскому краю компании «Роза ветров» Елена Савченко. По ее словам, сейчас недорогие базы в Сочи - это исключительно совковый вариант. Нет приличных гостиниц уровня трех - четырех звезд. «Если под формированием новой гостиничной инфраструктуры в генплане Сочи подразумевается строительство таких объектов, то, безусловно, это пойдет на пользу городу и в будущем увеличит поток туристов, - сказала Елена Савченко. - Но по моим ощущениям, генплан ориентирован исключительно на нужды Олимпиады, а значит, речь идет о строительстве нескольких фешенебельных отелей для гостей Олимпиады, которые простым туристам будут не по карману».
Вторым пунктом в генплане значатся дороги - бич города. «Я бы сказала, что проблема дорог стоит для Сочи острее, чем гостиниц, - считает Елена Савченко. - Это ненормально, что из аэропорта до гостиницы «Жемчужина» приходится добираться два часа. Пробки московские. Строительство перед Олимпиадой усугубит ситуацию».
Афанасенков пообещал на первом этапе реализации генплана, то есть до 2014 года, отстроить более 10 транспортных развязок и мостов, реконструировать имеющиеся магистрали, а также уже в следующем году пустить в обход Сочи кольцевую дорогу. Дорожный пункт генплана Афанасенков назвал самым дорогостоящим. На него запланировано потратить до 100 млрд рублей.
Есть в генплане и откровенно олимпийские планы. К примеру, предусмотрено строительство и реконструкция 20 спортивных объектов, а также создание пресс-центров и интернет-центров, установка экранов публичной трансляции. "Следовало ожидать, что ориентироваться сочинское руководство будет на Олимпиаду. Важно, чтобы был расчет и на жизнь до и после нее", - сказала Елена Савченко. Иначе провальное лето этого года, когда из-за роста цен поток туристов едва дотянул до прошлогоднего (менее 3 млн человек), будет повторяться и в последующие годы. Владимир Афанасенков, впрочем, заверил, что осуществление генплана позволит к 2015 году довести турпоток в Сочи до 4 млн отдыхающих в год.
"Олимпиада-2014 - это уникальный шанс для того, чтобы сделать Сочи курортом европейского уровня, и мы им обязательно воспользуемся", - заявил вчера Афанасенков. Об эом сообщает "Российская газета".
Во-первых, благодаря предстоящей Олимпиаде будут решены наиболее проблемные вопросы жизни города: это транспорт, энергоснабжение и жилищно-коммунальная сфера. Во-вторых, город как туристическая Мекка получит вторую жизнь, ведь помимо уже имеющейся курортной базы, которая будет реконструирована, появится колоссальная спортивная база, которая может использоваться круглый год. Согласно Генплану развития города, туристический поток в Сочи к 2015 году составит 4 миллиона человек в год (сейчас - примерно 3 миллиона). А чтобы принять всех желающих, предполагается до 2014 года реконструировать 29 старых гостиниц и пансионатов и построить новые. Общий номерной фонд составит 19,3 тысячи номеров на 27,4 тысячи мест.
В последнее время город начал активно преображаться, и, как уверяют сочинские власти, уже в следующем году курортники увидят его уже иначе, чем в этом. Глава города, дорожник по профессии, знает цену хорошим дорогам. Поэтому разработана большая программа строительства дорог сроком на пять лет, начиная от тех, которые ведут к пляжам, и кончая окружной магистралью, которая возьмет на себя весь транзит.
Уже в следующем году преобразятся и пляжи. И здесь администрация города очень надеется на новое законодательство. В чем проблема? Протяженность Сочи вдоль моря - 145 километров, однако обустроено из них примерно 23-25 процентов, остальное - это дикие пляжи. Почему они не осваиваются?
- У нас есть два закона - Закон "Об особо охраняемых природных территориях", по которому вся земля в городе Сочи является федеральной, и закон о муниципальных образованиях, по которому земли поселений являются собственностью муниципалитета, - говорит Владимир Афанасенков. - Все пляжные территории сегодня Росимущество считает собственностью Российской Федерации, но при этом не вкладывает в них ни копейки. Я надеюсь, что до конца текущего года будут приняты поправки в закон и в рамках этих поправок все-таки муниципалитет будет наделен правами принятия решений по прибрежным территориям, по привлечению инвесторов, по передаче их в аренду. Это нам позволит более динамично их развивать.
Особая забота сочинских властей - привлечение иностранных туристов. До последнего времени этим вопросом здесь вообще никто не занимался. Но после того как Сочи выиграл Олимпиаду-2014 и стал уже брендом, у иностранцев появился к нему интерес. До конца этого сезона ожидается порядка 14 тысяч иностранных туристов. Цифра, конечно, пока не впечатляет, но лиха беда начало. Сегодня иностранный турпоток ограничен возможностями портовой инфраструктуры. В следующем году начнется реконструкция порта, что позволит существенно увеличить прием круизных судов, а именно на круизный туризм делают ставку власти города.
В любом случае Сочи был и останется прежде всего российским курортом, но с европей ским сервисом. Как заметил замглавы администрации города по курортам Олег Ясюк, в то время, когда все мировые курорты ведут борьбу за российского туриста, для Сочи было бы большой ошибкой не делать то же самое.