Как обманывают риэлторы и застройщики
За первое полугодие этого года в Красноярске закрылось каждое третье риэлторское агентство, так как с рынка недвижимости ушли мелкие игроки. Такая информация прозвучала вчера, 16 сентября, на круглом столе «Красноярский рынок недвижимости: Как приобрести жилье в Красноярске?».
За первое полугодие этого года в Красноярске закрылось каждое третье риэлторское агентство, так как с рынка недвижимости ушли мелкие игроки. Такая информация прозвучала вчера, 16 сентября, на круглом столе «Красноярский рынок недвижимости: Как приобрести жилье в Красноярске?».
Однако исполнительный директор некоммерческого партнерства объединения красноярских риэлторов Евгения Алькова считает, что эта цифра должна быть меньше. Действительно агентствам недвижимости сейчас тяжело, большая конкуренция и не те объемы продаж. По словам Альковой, ушли в основном те, кто пришел на рынок временно, по-быстрому заработать денег. А те, кто пришел работать профессионально, на рынке остались.
Что касается качества услуг, оказываемых риэлторами, Алькова советует потребителям соизмерять объем и качество услуг, которые оказывают риэлторы, с той ценой, которую они предлагают. При выборе риэлторов нужно учитывать стаж работы, обучение и т.д.
Главный специалист отдела защиты прав потребителей Управления Ропотребнадзора Андрей Пучковский сообщил, что именно с риэлторами и строительными компаниями зафиксировано много негативных случаев.
Конфликтные ситуации между застройщиками и покупателями касаются срока строительства и их срывов. «Проблема объективна, наверное, срок строительства как конкурентный показатель искажается уже на стадии подписания договора. В большинстве случаев мы видим, что указываются самые оптимистичные сроки. В конечном итоге, они превышаются как минимум на полгода», - объяснил Андрей Пучковский.
Также по словам Пучковского, в обязанностях каждой строительной компании — ознакомить покупателя с абсолютно всей информацией, которая касается строительства, начиная от проектной декларации, заканчивая реквизитами организации.
Кроме того, Пучковский рассказал о проверке одной риэлторской компании, достаточно известной в Красноярске. «Мы пришли проверить компанию, позиционирующую себя как надежную организацию. Да, там есть юридическая помощь, кредитный брокер и т.д. Но, по документам и по всему объему работ специалист Роспотребнадзора понял, что организация абсолютно ни за что не отвечает. Там были подписаны предварительные договоры, непосредственно риэлторский, договор купли-продажи, причем продажи смешанные, сразу во всем не разберешься. Вся юридическая помощь заключалась в том, что директор или риэлтор давал на подпись не совсем юридически грамотные документы», - сообщил главный специалист отдела защиты прав потребителей.
Директор «Красноярской городской службы недвижимости» Евгений Ронжанин заявил, что в Красноярске есть два профессиональных сообщества риэлторов, которым можно доверять. В них риэлторские компании, включая в состав новых членов, изучают их историю, документы. Учитывается время работы компании, наличие собственных офисов, наличие в штате юристов, возможно даже ипотечных брокеров. Если у кого-то из членов сообщества есть претензии к компании, то в сообщество они вступить не смогут. Также при этих сообществах существуют специальные органы, осуществляющие надзор за работой их членов.
На это генеральный директор Красноярского краевого Фонда жилищного строительства Сергей Бердоусов возразил, что несмотря на все уважение к этим сообществам, не помнит, какую пользу они принесли красноярцам и сколько у них было публичных разборок. «Я припоминаю только одну публичную вещь, которую вы сделали, собрали всех в одном месте и повысили комиссию в 4 раза. Сейчас благодаря вам комиссия составляет три процента плюс 25 тысяч. Это не сообщество, а корпоративный сговор», - заметил Бердоусов. По его словам, риэлторы не несут никаких рисков и продают только информацию, даже если эта информация не достоверная, ответственности никакой. Нужно вводить стандарты, которым все риэлторы должны соответствовать, а гарантом соответствия должна стать публичность.