НАТО вступил в "холодную войну" с Евросоюзом из-за грузинского конфликта
Вчера с двухдневным визитом в Грузию прибыла делегация НАТО во главе с генсеком Яапом де Хоопом Схеффером. В нее вошли представители всех 26 стран альянса. Центральным событием визита стало заседание Комиссии НАТО–Грузия, учрежденной после войны в Южной Осетии. Главная цель визита Схеффера – оценить, насколько успешно Грузия выполняет условия, необходимые для получения статуса кандидата в члены альянса.
Вчера же состоялся визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Южную Осетию. В Брюсселе считают неслучайным такое совпадение. Тем временем постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин заявил "Независимой газете", что в декабре Грузия не сможет присоединиться к Плану действий по членству в альянсе, и сообщил о начале холодной войны между НАТО и Европейским союзом. Свидетельством этого стали последние заявления Схеффера, идущие вразрез с линией ЕС.
Накануне визита в Тбилиси Схеффер в интервью Financial Times назвал договоренность о выводе российских войск из Грузии, заключенную Саркози и Медведевым 8 сентября, "неприемлемой", поскольку она предусматривает слишком большие уступки Москве. Схеффер не согласен с тем, что России, обещавшей вывести силы из буферных зон, разрешено сохранить военное присутствие в обоих сепаратистских регионах. Таким образом, считает генсек НАТО, было нарушено первоначальное соглашение из шести пунктов, которое предусматривало возвращение к статус-кво, имевшему место до начала конфликта. "Вариант сохранения русских войск в Южной Осетии и Абхазии неприемлем", – подчеркнул Схеффер.
Подобные высказывания генсека НАТО идут вразрез с более мягкой позицией Евросоюза. ЕС предпочитает не фокусировать внимание на вопросе нахождения российских войск собственно в Абхазии и Южной Осетии.
Комментируя последние заявления Схеффера, постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин сказал, что они "ставят под вопрос миротворческую миссию Евросоюза". "В Брюсселе уже началась холодная война между двумя бюрократиями – еэсовской и натовской. В итоге они могут столкнуться в Грузии, поскольку у ЕС и НАТО разное видение ситуации, несмотря на то, что в этих организациях представлены во многом одни и те же страны", – отметил посол. Из заявлений Схеффера явствует, что "ЕС продавился под натиском России". Рогозин связывает ужесточение риторики генсека НАТО с его последним разговором с президентом США Джорджем Бушем, который состоялся непосредственно перед тбилисским визитом. "Накачка Схеффера со стороны Буша побудила его к публичным выпадам против президента Франции", – сказал российский постпред.
Верен ли прогноз Рогозина относительно холодной войны на евроатлантическом пространстве или нет, мнение Москвы по поводу событий на Кавказе в любом случае не находит понимания у НАТО и ее партнеров.
Как сообщил "Независимой газете" источник в НАТО, в минувшую среду на заседании Совета Евроатлантического партнерства в Брюсселе (26 стран НАТО плюс 24 партнера, включая Россию и страны СНГ) никто из участников не поддержал позицию Москвы. Дипломат пояснил, что свои оценки того, что произошло на Кавказе, изложили и грузинский, и российский послы. Однако с российской версией не согласилась ни одна из стран–членов или партнеров организации. По словам собеседника издания, когда возник вопрос о проведении международного расследования августовских событий, Россия в отличие от Грузии не дала своего согласия.
Дмитрий Рогозин назвал разговор в рамках СЕАП тяжелым и очень жарким. Натовские страны фактически выступили с демаршем. Начало речи каждого постпреда и концовка были идентичными, отметил он. "Я подсветил натовцам их роль на Кавказе, особенно американскую роль. Дело дошло до того, что американский посол выскочил из-за стола и убежал в фойе", – рассказал российский постпред.
Говоря об инициативе проведения международного расследования, Рогозин подчеркнул: "Когда НАТО отказывается отвечать на вопрос о том, кто на кого напал, хотя ответ на этот вопрос представляется очевидным, говорить о том, что это расследование будет независимым, не приходится". "Кто будет независимым расследователем? Кондолиза Райс, что ли?" – задался вопросом наш собеседник.
"Условием того, чтобы мы начали рассматривать предложение о расследовании, должно стать приглашении Абхазии и Южной Осетии в Брюссель и Нью-Йорк. Пострадавшая от агрессии Саакашвили сторона должна получить возможность высказать свою точку зрения", – пояснил Рогозин. В то же время он подчеркнул, что Россия, безусловно, заинтересована в независимом расследовании.