О том, как разворовывали AiRUnion
В 1998 году с благословения губернатора Красноярского края Александра Лебедя авиакомпанию «КрасЭйр» возглавили владельцы компании «Сибавиатранс» братья-близнецы Борис и Александр Абрамовичи. Бизнес «КрасЭйра» шел в гору, и в 2002 году братья решили объединить несколько авиакомпаний.
В 1998 году с благословения губернатора Красноярского края Александра Лебедя авиакомпанию «КрасЭйр» возглавили владельцы компании «Сибавиатранс» братья-близнецы Борис и Александр Абрамовичи. Бизнес «КрасЭйра» шел в гору, и в 2002 году братья решили объединить несколько авиакомпаний. Таким образом пять перевозчиков - «КрасЭйр», «Сибавиатранс», «Омскавиа», «Домодедовские авиалинии» и «Самарские авиалинии» - слились в альянс под названием AiRUnion. В трех из них крупные пакеты акций принадлежали государству, и оно передало Абрамовичам свою долю в авиакомпаниях в управление.
Управляющим повезло: от объединенных авиакомпаний им достались хорошие маршруты: Москва - Красноярск, Красноярск - Норильск. На этих направлениях самолеты пустыми бывают редко, и AiRUnion быстро стал крупным игроком на рынке и фактическим монополистом на сибирских рейсах. AiRUnion не пускал «чужих» на эти рейсы, и постоянно задирал цены. И даже в разгар скандала, когда «Аэрофлот» и «Сибирь» были готовы увеличить количество рейсов в Красноярск и Норильск, их никто не пускал.
В чем же дело? Почему монополист вдруг обанкротился? «На глазах у государства из альянса выводились все более-менее привлекательные активы», - сообщает глава торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) Евгений Островский, которому братья Абрамовичи задолжали 3,5 млрд рублей. По его словам, «тут дело пахнет статьей 159 Уголовного кодекса - «мошенничество». Дорогие билеты хорошо продавались, но вдруг оказалось, что сразу у пяти авиакомпаний альянса миллиардные долги и нет никакой возможности даже обеспечить текущие рейсы керосином.
Помимо AiRUnion , Абрамовичи владеют пакетом акций самого дешевого российского перевозчика Sky Express. И у него долгов нет - одни прибыли. Также в 2006 году они купили венгерского авиаперевозчика Malev. Компания была с огромными долгами, но к 2008 году она начала приносить прибыли. «Странное дело: венгерский бизнес Абрамовичей процветает, а российские авиакомпании из-за роста цен на топливо не могут доставить пассажиров домой?» - удивляется «Комсомольская правда».
Но все дело в том, продолжает издание, что продажей билетов на рейсы «КрасЭйр» занималась специальная фирма, в которой не было доли государства. Именно через нее выводились деньги из авиакомпании. Но кто допустил такую ситуацию, при которой AiRUnion брала самолеты в аренду не от имени госкомпании, а через трех посредников таким образом, что все доходы от этой аренды уходили в оффшоры, сможет ответить только Генпрокуратура.
Более того, половина альянса принадлежит государству, и в совете директоров авиакомпаний заседают руководитель Росавиации Евгений Бачурин и замминистра транспорта Александр Мишарин. «Может, чиновники рассчитывали на Ростехнологии, которые придут и поправят ситуацию, - предполагает руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Может, они понимали, что все катится в пропасть, и не знали, что делать, боясь ответственности. Но говорить о том, что менеджеры «мотивировали» госпредставителей закрыть глаза, я не могу - у меня нет таких сведений».
Пантелеев полагает, что главная причина «обвала» - монополизм, ведь «когда нет конкурентов - тут и возникает соблазн хоть чуть-чуть, но навариться». «Комсомольская правда» полагает, что «отмашку» Абрамовичам дал новый указ президента, выпущенный в 2008 году, согласно которому AiRUnion должна была передать государственное имущество в альянсе корпорации "Ростехнологии". Начался процесс оценки активов, и менеджеры компании, не дождавшись позиции государства, решили быстро вывести свои активы, пишет "Комсомольская правда".