«Норильский никель» может «утопить» край?
Удивительная ситуация сложилась в информационном пространстве Красноярского края. С одной стороны, сообщения о проблемах главного финансового «донора» региона — ГМК «Норильский никель» — напоминают фронтовые сводки образца 1941-го года.
Удивительная ситуация сложилась в информационном пространстве Красноярского края. С одной стороны, сообщения о проблемах главного финансового «донора» региона — ГМК «Норильский никель» — напоминают фронтовые сводки образца 1941-го года.
С другой стороны, в столице края - тишь да благодать. Трехлетний бюджет на днях сдали в Законодательное Собрание. А в нем, между прочим, предусмотрено повышение фонда заработной платы бюджетников в три раза только в 2009 году. И двухкратный рост средних доходов на душу населения к 2011 году. Так и хочется заглянуть в глаза разработчикам бюджета и проникновенно спросить: «Потянем?». Но спросить некому.
«Норильский никель» сегодня дает около 40% доходов краевого бюджета. Еще несколько лет назад давал все 70. И это прекрасно — диверсификация краевой экономики идет резвыми темпами. Понятно, что рост доходов трехлетнего бюджета прогнозируется за счет роста валового регионального продукта почти на 70%, и цветные металлы здесь практически не при чем. Речь идет об эффекте от крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых на территории края, и ввода в строй новых производственных мощностей. Но ведь это прогнозы, а две пятых бюджета — это сегодняшняя реальность. Что будет, если эти доходы в результате развития экономической ситуации в ближайшие годы станут выпадающими?
С начала года акции крупнейшего в мире производителя цветных металлов упали в 4,5 раза. И это еще не все. Резко осложняет ситуацию «развод» крупнейших акционеров ГМК — Михаила Прохорова и Владимира Потанина. Далеко не мирный развод. Структуры Владимира Потанина, который сейчас контролирует около 40% «Норникеля», уже имеют порядка $3,5 млрд. долгов перед «Внешторгбанком», «нажитых» в итоге раздела имущества. И долги продолжают расти.
В августе стартовала кампания по обратному выкупу (buy back) акций ГМК у миноритариев. В ходе buy back «Норильский никель» намеревался потратить порядка 47 млрд руб. (примерно $2 млрд), выкупив порядка 4% акций компании по цене 6,1 тыс. руб. (около $230) за акцию. Это средневзвешенная цена за полгода, предшествующих принятию решения о выкупе. Но вчера акция «Норильского никеля» в РТС стоила уже $61,5 - почти в четыре раза меньше той цены, за которую ее покупают.
Экс-партнер Потанина Михаил Прохоров бьет тревогу. Он считает, что если немедленно не остановить процесс выкупа акций (он завершается 29 октября), долги ГМК возрастут на $2 млрд., суммарный долг компании превысит $8 млрд, что фактически поставит «Норильский никель» на грань банкротства. При этом только для сохранения объемов производства на текущем уровне предприятиям ГМК необходимы инвестиции в размере $1,2-1,5 млрд., что соответствует чистой прогнозной прибыли компании на 2009 год.
Прохоров написал открытое письмо Потанину в своем блоге, а для «закрепления эффекта» потребовал созыва Совета директоров компании, чтобы принять решение об отмене губительного выкупа акций. Многие аналитики считают, что потери при отмене buy back будут значительно меньше вероятных потерь от выкупа. В интересах владельцев «Норникеля» было бы изменить цену выкупа акций — с учетом более чем трехкратного падения их реальной цены. Но сделать это, к сожалению, уже невозможно — с момента подписания заявки компания должна выкупать акции по оговоренной цене. В противном случае продавцы имеют право требовать выполнения обязательств через суд.
Вряд ли Владимир Потанин послушает своего бывшего партнера. Для него выкуп акций — вопрос контроля над «Норильским никелем», а значит, вопрос политический. Совет директоров компании контролируется Потаниным, а, следовательно, вероятность отмены buy back чрезвычайно мала. И после 29 октября крупнейшее бюджетообразующее предприятие края может остаться с более чем $8 млрд. долга, потребностями в инвестициях на $1,5 млрд. и резким падением цен на цветные металлы на Лондонской бирже. То есть, по мнению Михаила Прохорова, фактически на грани банкротства.
Кстати, о падении цен на цветные металлы. Как сообщил РМ источник, близкий краевой администрации, доходные поступления в краевую казну от «Норильского никеля» рассчитывались исходя из средней цены 20 тыс. долларов за тонну никеля. Сегодня тонна благородного металла на бирже стоит уже $10-11 тыс., и падение, как видно из представленных графиков, продолжается. Так о каком выполнении параметров трехлетнего бюджета может идти речь? О каком повышении зарплаты бюджетникам на 30%, о каком двухкратном увеличении среднедушевого дохода?
Не хотелось бы выступать в неблагодарной роли Кассандры, но кто-то должен спросить краевые власти: они вообще в курсе тех процессов, что происходят с крупнейшим налогоплательщиком края? Ведь экономическое положение ГМК «Норильский никель» является внутренним делом акционеров компании ровно до тех пор, пока оно не угрожает социальной стабильности в регионе. Как только опасная черта пройдена — тревогу и озабоченность должны уже проявлять региональные и федеральные власти. Удивительно, что этого до сих пор не происходит.