Названа причина гибели людей на атомной подлодке
Российская подлодка, потерпевшая во время ходовых испытаний аварию, в результате которой погибли 20 человек, вернулась в Приморье к временному месту базирования.
Российская подлодка, потерпевшая во время ходовых испытаний аварию, в результате которой погибли 20 человек, вернулась в Приморье к временному месту базирования. В Следственном комитете при Генпрокуратуре РФ уже сделали заявление, что причиной гибели людей стало попадание в легкие фреона после несанкционированного срабатывания аварийной системы пожаротушения. Независимые эксперты считают, что в случившемся виновен завод-изготовитель.
По последним данным, инцидент произошел на подводной лодке «Нерпа» во время ходовых испытаний в Японском море. Лодка была построена на стапелях Амурского судостроительного завода.
В ходе последних испытаний на борту подводной лодки находились 208 человек: члены сдаточной команды, в которую входят работники завода и представители контрагентских предприятий, а также 81 военнослужащий.
В ночь с 8-го на 9 ноября на «Нерпе» внезапно сработала система пожаротушения с выбросом фреона. Это вещество вытесняет кислород и быстро гасит пламя. Два передних отсека автоматически загерметизировались, а люди, находившиеся в них (шесть членов экипажа и 14 гражданских лиц), задохнулись. Еще 21 человек пострадал.
По версии Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ, причиной гибели людей стал именно фреон. Как сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, это уже подтвердили результаты судебно-медицинской экспертизы, которую проводили в связи с инцидентом на АПЛ Тихоокеанского флота, пишет "Взгляд".
Для борьбы с огнем на подлодках российского флота применяются две давно известные системы - ВПЛ (воздушно-пенная лодочная) и ЛОХ (лодочная объемная химическая). Они универсальные и применяются проектантами на различных типах подводных лодок - как на атомных, так и на дизель-электрических.
ВПЛ представляет собой лодочный аналог пенного огнетушителя, размещается во всех отсеках и применяется личным составом при обнаружении первичных очагов возгорания или задымления. Из печальной статистики пожаров на наших подлодках, чаще всего причиной таких ЧП становятся короткие замыкания в электрооборудовании, его отказы или нарушения правил пожарной безопасности экипажем корабля.
Когда возгорание перерастает в объемный пожар, угрожает отсеку и всему кораблю, предусмотрена лодочная объемно-химическая система подавления огня. Принцип ее действия прост и по-военному бескомпромиссен: в очаг пожара под большим давлением подается газообразный фреон-114, который имеет свойство почти мгновенно замещать собою кислород и тем самым "душить" огонь.
То, что способно в считанные секунды задавить пожар, представляет смертельную опасность и для человека. Тем более - в замкнутом пространстве. Поэтому ЛОХ, в отличие от ВПЛ, должен приводиться в действие только по приказу командира подводной лодки или старшего на борту с предварительным оповещением личного состава - по голосовой связи, ревуном и световой сигнализацией.
Пока рано говорить, как и почему был подан ЛОХ в торпедный и смежный с ним отсеки подводной лодки "Нерпа", на которой находилось людей почти вчетверо больше, чем предусмотрено койко-мест для экипажа. Это могла быть чья-то роковая ошибка, могла произойти путаница в маркировке запорной арматуры системы ЛОХ.
В конце концов могла несанкционированно сработать автоматическая система подачи фреона. Проектом это предусмотрено - срабатывание от датчиков температуры (свыше 70 градусов) и задымления. Но, как уверяли меня флотские специалисты и члены сдаточных команд Севмаша, на действующих подводных лодках, где несет вахты укомплектованный экипаж, управление этой системой переведено в ручной режим, сообщает "Российская Газета".