Матроса "Нерпы" обвиняют в регулировании датчика температуры от скуки
Матрос российской АПЛ, на которой 8 ноября из-за несанкционированного включения системы пожаротушения погибли 20 человек, подозревается в том, что неправильно отрегулировал датчик температуры воздуха в жилом отсеке, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на источники, близкие к следствию.
Эксперты, расшифровав информацию блока "Ротор", подтвердили, что система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая защита) на АПЛ была запущена вследствие манипуляций с локальным пунктом управления второго отсека.
Следствие пришло к выводу, что задержанный по делу трюмный матрос-контрактник Дмитрий Гробов произвел калибровку датчика из любопытства или от скуки. Как вспоминают, Дмитрий испытывал к системе большой интерес. Как-то при учебной тревоге даже интересовался у гражданских специалистов, можно ли запустить ЛОХ вручную. По всей видимости, наконец у него появилась возможнось проверить это, когда он заступил на вахту, пишет newsru.com.
Как рассказал источник "Комсомольской правды", реальные 30 градусов, которые показывал температурный датчик, матрос поменял на 78. Система же настроена так, что уже при 64 градусах начинает подозревать пожар. Однако машина попросила подтверждения, включать ли ЛОХ.
Раньше в подобной ситуации появлялся сигнал на центральном пульте управления, и только при подтверждении пожара оттуда подавался фреон в отсек. На новейших системах фреон подается даже по запросу с локального пульта. Температура, которую показывал датчик, резко возросла, система пожаротушения, получив неверные температурные данные, пустила газ фреон, который убил людей.
Бывшие подводники сомневаются в версии следствия о единоличной ответственности матроса. "Святое правило подводников: не знаешь - не трогай. Опытный матрос-контрактник не мог его не знать", - сказал "Коммерсанту" капитан первого ранга запаса Тарас Москаленко, командовавший АПЛ 675-го проекта.
Капитан первого ранга запаса Николай Марковцев, служивший на АПЛ проектов 675 и 667Б, считает, что матрос мог выполнять приказ кого-то из командиров, отмечает издание.
"Маловероятно, чтобы вахтенный матрос мог действовать совершенно самостоятельно. Вероятно, ему дали команду провести калибровку приборов. Однако сам матрос ошибся, а его действия никто не проконтролировал", - предположил Марковцев.
Как сообщалось ранее, следствие уже вызывало на допрос командира трюмного отделения Алексея Васильева, который видел, как Гробов нажимает на кнопки пульта, и почему-то ничего не предпринял. И после трагедии рассказал об увиденном не сразу - ведь он нес персональную ответственность за действия своего подчиненного. Пока Васильев проходит по делу в качестве свидетеля..