Американский автопром спасет "автомобильный царь"
Американские автогиганты General Motors, Ford и Chrysler, кажется добились своего. В начале декабря компании определились с суммами, необходимыми для их дальнейшей деятельности и представили в конгресс планы по реструктуризации компаний, предусматривающие выделение до 34 млрд долл. Палата представителей конгресса США одобрила пакет спасательных мер для американских автомобильных концернов, однако скоратила сумму до 14 млрд долл.
Теперь, сообщает РБК, документ должен получить одобрение в сенате. Однако есть опасения, что сенаторы могут заблокировать его – часть сенаторов, в основном это республиканцы, критически настроены в отношении автопроизводителей.
Между тем, по мнению экспертов, документ все же получит "зеленый свет", так как американский автопром создает около 10% рабочих мест в США, и, если государство не поддержит автогигантов, это может привести к серьезным проблемам. Кроме того, времени для решения вопроса остается совсем немного: согласно заявлению Chrysler – третьего по величине американского автопроизводителя – для выхода из кризиса ей нужны 7 млрд долл., причем эта сумма должна быть выделена до конца года, в противном случае компания будет не в состоянии поддерживать свои операции в I квартале будущего года.
Помимо предоставления экстренной помощи автопроизводителям, пишет РБК, законопроект подразумевает создание специальной должности "автомобильного царя" (car tzar), кандидатура которого будет утверждаться президентом США.
Предполагается, что "автомобильный царь" будет отвечать за распределение кредитных средств, а также обладать полномочиями к принуждению автоконцернов к банкротству весной 2009года, если они в скором времени не заключат сделки с профсоюзами и кредиторами для реструктуризации своего бизнеса, передает Associated Press.
Конгресс и администрация Дж.Буша долгое время не могли достичь согласия по поводу оптимального плана помощи автопроизводителям, напомниает РБК. Белый дом с самого начала выступил против использования антикризисного пакета на 700 млрд долл., который был одобрен для стабилизации финансового сектора.
Администрация президента указывала, что Министерству энергетики США ранее были выделены 25 млрд долл., которые предназначены для стимулирования топливно-эффективных и экологичных автомобильных технологий. Прорыв в переговорах о пакете федеральной помощи автоиндустрии состоялся 5 декабря, после того как спикер палаты представителей Нэнси Пелоси уступила требованиям Дж.Буша хотя бы частично прибегнуть к фонду Минэнерго.