Правительство ужесточает охоту на шпионов
Правительство России выступило с инициативой расширить понятия "государственная измена" и "шпионаж". Авторы закнопроекта, который уже внесен на рассмотрение в Госдуму предлагают признать государственной изменой "деяние, совершенное гражданином РФ, в ущерб безопасности РФ", а также ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности.
Авторы поправок заявляют, что положения, касающиеся определения "враждебной деятельности" (касающиеся в том числе и оказания помощи иностранному государству) "являются крайне сложными для доказывания". Как сообщает РБК, понятие "враждебности" якобы легко оспаривается адвокатами, который добиваются таким образом освобождения обвиняемых и подсудимых от уголовной ответственности.
Предлагается также изменить формулировку статьи УК "Шпионаж". Согласно проекту, шпионажем признается сбор и передача составляющих государственную тайну сведений не только иностранному государству, иностранной организации или их представителям, но и международной организации и ее представителям. Помимо этого, в формулировку предложено добавить передачу секретной информации не только иностранной разведке, но и "лицам, действующим в ее интересах". Как и в случае с поправками в статью "Государственная измена", предлагается считать шпионажем деяния, которые нанесут ущерб безопасности, а не внешней безопасности РФ, отмечает "Коммерсант".
Кроме того, 12 декабря Государственная дума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, который отменяет использование суда присяжных при рассмотрении дел о преступлениях антигосударственного характера, в том числе о госизмене и шпионаже. Теперь такие дела будет рассматривать коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции.
Правозащитники отнеслись к инициативе правительства с возмущением, сообщает newsru.com. С принятием этих поправок, считают они, любое общение с международными организациями, если это понадобится правоохранительным органам, можно истолковать как государственную измену.
По мнению сотрудника Института по правам человека Льва Левинсона, если правительство готово приравнять к государственной измене "просто деятельность, направленную против конституционного строя", то речь идет о "восстановлении нормы сталинских времен, когда уголовным преступлением считалась антисоветская деятельность".