Половина россиян не понимает, из-за чего растут цены
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос в 42 регионах России на тему изменения цен на товары и услуги в условиях мирового финансового кризиса.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос в 42 регионах России на тему изменения цен на товары и услуги в условиях мирового финансового кризиса.
Согласно результатам исследования, большинство россиян не заметили снижения цен на товары и услуги в своем регионе (83%). Наиболее склонны заявлять об этом жители Центрального и Северо-Западного федеральных округов (88%), а также южане (86%). Между тем, каждый десятый (11%) сообщает, что в их регионе происходит снижение цен на некоторые товары и услуги - такую оценку чаще всего дают уральцы (32%). Лишь 2% отмечают снижения цен.
Главными причинами отсутствия снижения цен наши сограждане считают политику государства (8%) и экономический кризис (7%), пишет ИА REGNUM. По 5% россиян полагают, что цены не падают из-за безответственности и бездействия властей, жадности предпринимателей, бюрократии и коррупции, роста курса доллара, а также из-за того, что снижение цен убыточно для производителя. Далее следуют такие причины, как отсутствие государственного регулирования цен (4%), еще 4% винят региональные власти. По 3% считают, что цены не снижаются из-за инфляции и из-за импорта товаров. 2% полагают, что всему виной влияние монополистов, 1% - снижение цен на нефть и газ. Почти половина наших сограждан (48%) затруднились ответить.
Инфляция в России есть, но ее темпы роста, по оценкам людей, замедляются. Так, в феврале 2009 года по сравнению с июнем 2008 года с 79 до 58% сократилась доля россиян, полагающих, что инфляция очень высокая. Напротив, выросла доля тех, кто полагает, что темпы роста цен умеренные - с 16 до 30%. Высокий уровень инфляции наиболее склонны отмечать в Центральном и Южном федеральных округах (по 64%). Об умеренном росте цен чаще заявляют жители Сибири (38%), Дальнего Востока (36%), Северо-Запада (35%) и Поволжья (34%). Чем крупнее населенный пункт, тем его жители более склонны оценивать инфляцию как высокую: 71% москвичей и петербуржцев против 51% селян. Напротив, умеренный рост цен чаще отмечают жители средних, малых городов и сел (32-35%).
Быстрее всего, по оценкам опрошенных, растут коммунальные платежи: 67% россиян полагают, что их стоимость значительно выросла (в октябре 2008 г. таких было 49%). Что касается остальных продуктов, то по сравнению с октябрем прошлого года снижается доля тех, кто отмечает значительное увеличение их цены: мясо и мясопродукты (с 66% до 53%), овощи и фрукты (с 53% до 43%), молочные продукты (с 56% до 34%), хлебобулочные изделия (с 51% до 27%), бензин (с 45% до 14%).
Среди товаров, цены на которые выросли незначительно, лидируют молочные продукты - 43% россиян полагают, что они незначительно подорожали, причем с октября 2008 года доля таких респондентов выросла с 31%. Наши сограждане также стали чаще отмечать, что цены выросли, но незначительно, на такие товары, как хлеб (с октября 2008 года доля таких респондентов выросла с 34% до 40%), мясо (с 23% до 30%), овощи и фрукты (с 29% до 38%). Только в отношении бензина и коммунальных платежей наблюдается уменьшение количества россиян, по мнению которых они лишь незначительно подорожали (с 14% до 11% и с 23% до 19% соответственно).
Растет доля россиян отмечающих, что цены на товары не изменились. Среди таких продуктов первое место занимают хлебобулочные изделия - 27% полагают, что их стоимость осталась прежней (в октябре 2008 г. - 11%). Еще 17% наших сограждан полагают, что не претерпела изменений стоимость бензина (в октябре - 11%), 14% - молочных продуктов (в октябре - 6%), 10% - овощей и фруктов (в октябре - 9%), 8% - мяса и мясопродуктов (в октябре - 4%).
В опросе приняли участие 1600 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.