В красноярских супермаркетах — продуктовый кризис?
Крупнейшие продуктовые ритейлеры прогнозируют, что к концу года еда в российских магазинах может подорожать на 45 процентов. Дорогие импортные продукты и вовсе могут покинуть российский рынок.
Крупнейшие продуктовые ритейлеры прогнозируют, что к концу года еда в российских магазинах может подорожать на 45 процентов. Дорогие импортные продукты и вовсе могут покинуть российский рынок. При девальвации курса рубля, которая происходит в последние месяцы, импорт становится менее выгодным, а ,значит, менее доступным.
Скудность продуктового ассортимента наблюдается уже сейчас в небольших и наиболее распространённых в Красноярске супермаркетах, таких, как «Красный Яр» и «Каравай». Многих самых, что называется, «ходовых» импортных товаров на прилавках нет. А те, что есть, кажется, «доживают» свой век на витринах - пока кто-нибудь не купит. Не нужно быть экономическим экспертом для того, чтобы заметить редеющие полки с алкогольной продукцией. Беднеют на глазах и витрины с морепродуктами. Куриного мяса все меньше и оно дорожает. Сократился ассортимент и молочной продукции.
«Я живу в центре Красноярска и уже со второй половины января начал сталкиваться с продуктовым дефицитом в супермаркетах, расположенных возле моего дома, - говорит житель Красноярска Виктор, - Хожу за покупками практически каждый вечер после работы и замечаю, что ассортимент неуклонно уменьшается. Например, вчера еле-еле нашел во всем большом магазине куриные крылышки и упаковку кальмаров в соусе. Витрины забиты шейками и разного рода сельдью - а того, что мне надо просто не найти. Такая же ситуация с винами, сырами, консервами. Наименований, особенно зарубежных, становится все меньше и меньше. Зато цены растут в абсолютно обратной пропорциональности. Откуда такой парадокс - продуктов меньше, а цены выше?», - интересуется Виктор.
Похожих жалоб от красноярских покупателей в редакцию САН с каждым днем поступает все больше. Но в супермаркетах на контакт с журналистами пока не идут. Например, в центральном офисе «Красного Яра» комментировать ситуацию отказались. «По негативным поводам мы стараемся не давать комментариев, дабы наше имя среди такой информации не звучало», - пояснили в отделе по маркетингу. Из «Каравая» на письменный запрос корреспондента САН ответа так не поступило.
Но представители краевой власти пока не склонны давать излишне негативных оценок сложившейся ситуации. По мнению депутата Законодательного собрания края Владислава Королева, «о масштабном продуктовом кризисе говорить сейчас нельзя» «Если из супермаркетов и исчезают какие-то продукты, то, прежде всего, импортные. Но магазины не виноваты в постепенном исчезновении зарубежных продуктов. Они же не контактируют с поставщиками напрямую. Проблемы — у посредников, дистрибьюторов, которые находятся в Москве и Санкт-Петербурге», - считает Королёв.
Тем не менее, на федеральном уровне все активнее звучат мнения о возможном кризисе среди продуктовых ритейлеров. Так, по сообщению агентства ПРАЙМ-ТАСС, цены на продукты питания к концу текущего года могут вырасти на 45 процентов. Продуктовые ритейлеры считают, что подорожание продуктов связано с рядом фактором: ростом курса доллара, удорожанием кредитов, необходимых на закупку товаров у поставщиков, а также ужесточением условий получения торговыми сетями новых кредитов на поддержание оборота, что приводит к вымыванию ассортимента и опустению прилавков.
Но это еще не все. Как заявили члены государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия» ритейлерские сети ограничивают доступ российским производителям на прилавки, устанавливая плату за вход и размещение товара на полках. В результате такого повышения затрат российские товары становятся неконкурентоспособными по сравнению с продукцией иностранных производителей. По словам членов клуба, это способствует росту цен на продукты и ставит под угрозу продовольственную безопасность России. В заявлении клуба также предлагается внести в Госдуму законопроект о регулировании торговой деятельности. В частности, «установить ограничения по предельной торговой наценке на продукты питания». А пока же установилась странная ситуация. Супермаркетам невыгодно покупать зарубежные продукты из-за их дороговизны, но в то же время и отечественному производителю никто не дает «зеленый свет»...
«Что касается политики ритейлеров в отношении отечественных производителей — повышения платы за вход и так далее — то, скажу так: любой продавец заинтересован в максимально разнообразном наполнении полок в своих магазинах, - говорит Владислав Королев, - Так что скорее всего, сейчас ритейлерам придется пойти навстречу производителям и снижать свои требования и условия — для того, чтобы успешно конкурировать на рынке. Поэтому сейчас у отечественных производителей, прежде всего, сельскохозяйственных, уникальная возможность выйти на передовые позиции и продвинуть свои товары в продажу».