Актерам втрое снизят зарплату
На прошлой неделе участники Ассоциации теле- и кинопродюсеров проголосовали за рекомендованный уровень оплаты труда участников съемочной группы. В частности, максимальный гонорар самых дорогих актеров, таких как Владимир Машков, Федор Бондарчук, Гоша Куценко, предварительно определен на уровне 82,2 тыс. руб. (см. таблицу на стр. 13). Гонорар сценариста за одну серию полнометражного фильма теперь может составлять максимум 649,5 тыс. руб., телефильма — 281,4 тыс. руб., мини-сериала — 86,6 тыс. руб. Месячная зарплата, например, звукооператора не должна превышать 60 тыс. руб., видеоинженера — 40 тыс. руб., бригадира осветителей — 67,5 тыс. руб. Цены будут корректироваться в зависимости от ситуации на рынке, но рекомендованные суммы дают ориентир на снижение докризисных расценок в 3-3,5 раза, пояснил «Коммерсанту» гендиректор кинокомпании RWS Юрий Сапронов.
В частности, в 2008 году работа одного дня актера оценивалась в 36-280 тыс. руб. «Верхняя планка для актера была примерно $10 тыс. за один съемочный день»,— напоминает глава «Амедиа» Александр Акопов. Гонорары сценаристов были на уровне $5-15 тыс. за серию.
«Телеканалы сократили закупочные цены на сериалы почти в два раза, и продакшн-компании вынуждены подстраиваться под рыночную ситуацию»,— объясняет генпродюсер компании «Леан-М» Тимур Вайнштейн.
Продюсеры прогнозируют существенное снижение рынка телесериалов: в прошлом году, по оценкам Сапронова из RWS, он составлял $600-800 млн, при этом около 50% рынка занимали несколько крупнейших производителей, в том числе «Леан-М», «Амедиа», RWS, Star Media. По оценкам председателя совета директоров кинокомпании Star Media Влада Ряшина, сериальный рынок может вернуться на уровень 2006-2007 годов, когда он не превышал $400-500 млн в год.
Продюсеры предсказывают и снижение премьерного продукта в эфире телеканалов. «2009-й станет годом повторов, это уже видно по сетке вещания»,— говорит Тимур Вайнштейн из «Леан-М».
По мнению режиссера Федора Бондарчука, продюсеры должны были установить рекомендованный уровень цен для всех участников съемочной группы еще до кризиса. «Цены были, безусловно, завышены. Но сейчас в их снижении нет смысла, потому что в кризис новых кинопроектов практически не запускается, и у актеров и так нет работы»,— говорит он.