Началась ли реальная выдача льготных автокредитов
Журналисты провели эксперимент, началась ли реальная выдача льготных автокредитов.
Вчера вступило в силу постановление правительства о выдаче льготных автокредитов сроком на три года. Выдавать их вправе два государственных банка - Сбербанк и ВТБ. Они будут предоставлять автокредит по своей процентной ставке минус две трети ставки рефинансирования ЦБ. Под льготную программу попадают авто, собранные на территории России, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей.
Журналисты телеканала «Вести» провели эксперимент, началась ли реальная выдача льготных автокредитов.
Для эксперимента выбрали Renault Logan. Дилер Renault, услышав о желании купить автомобиль по льготному кредиту, перенаправил журналистов в кредитную группу при автосалоне.
Представитель одного из госбанков, участвующих в программе, объяснил, что льготный кредит пока выдать не могут. «Потому что наше руководство, наверное, еще не решило всех вопросов - то ли нам государство должно выделить лимиты, то ли мы должны свои деньги вкладывать, - поясняют по телефону. - А потом, не знаю, государство как-то возвращать нам их будет? Насколько я понимаю, надо согласовывать с Антимонопольной службой. Если мы даем льготы на одни автомобили, с другими автомобили этого же класса, но немножко подороже, получается дискриминация».
В других автосалонах ответы похожие. Льготные кредиты пока не выдают. В самих банках - ВТБ и Сбербанке - эту ситуацию комментировать отказались, повторив о том, что еще не все согласовано.
Споры с Антимонопольной службой возникли из-за не совсем понятной логики, по которой Минпромторг формировал список. В нем - 30 моделей, собираемых в России. Это вся производственная линейка «АвтоВАЗа», «УАЗ Хантер», а также базовые версии Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, и Skoda Fabia. Все эти модели стоят менее 350 тысяч рублей.
Hyundai Accent и недорогие комплектации «Волги Сайбер» тоже укладываются в эти рамки, но их в список почему-то не включили. Зато Volkswagen Jetta, ценой далеко за 500 тысяч можно будет приобрести по льготному кредиту.
Другим активным игрокам российского автосборочного рынка повезло меньше. Например, Ford Focus - лидер среди отечественных иномарок, но никаких преференций у него тоже нет. В льготный список Ford Focus включат, если его цена будет снижена до допустимой планки. Это притом, что с 1 апреля российское представительство Ford повышает цены на все свои модели в среднем на 5%. Правда, самую дешевую комплектацию Ford Focus под требуемые рамки подогнали, рассказала PR-менеджер компании Ford в России Екатерина Кулиненко. «Ford Focus в комплектации Ambiente - это трехдверный хетчбэк с механической коробкой передач, двигатель 1,4, - говорит она. - Данная комплектация Focus будет доступна за 345 тысяч. Одновременно на остальные комплектации Ford цены были подняты в среднем на 5%, как и на весь остальной модельный ряд компании».
Похожая ситуация - с Chevrolet Niva. Если будет комплектация дешевле 350 тысяч рублей, то ее внесут в список.
Автоэксперты не уверены, станет ли льготное кредитование популярным. По их мнению, необходимость внесения первоначального взноса в 30% от полной стоимости автомобиля - это много, и это серьезно ограничивает спрос. «Есть еще один момент, - отмечает эксперт. - Дело в том, что государство будет компенсировать две третьих ставки рефинансирования. Это около 8%. Но надо учитывать, что сейчас банки выдают рублевые кредиты под 24-28% годовых. И в таком случае имеет смысл посмотреть на программу самих автопроизводителей, которые порой предоставляются по гораздо более выгодным ставкам, без всяких государственных компенсаций».
Между тем, в правительстве надеются, что в результате реализации программы спрос на машины вырастет минимум на 5-7%. Только «АвтоВАЗ» при этом сможет продать дополнительно до 30 тысяч «Лад» в год. А всего, по прогнозам Минпромторга, по такой схеме будет продано примерно 150 тысяч машин.