Автошпионы
В автомобильной прессе периодически появляются так называемые «шпионские фотографии» автомобилей. Вместо привычных нам машин на этих снимках можно увидеть...
В автомобильной прессе периодически появляются так называемые «шпионские фотографии» автомобилей. Вместо привычных нам машин на этих снимках можно увидеть транспортные средства, словно сошедшие с экранов постапокалиптических фильмов ― увешанные черным камуфляжем, оббитые какими-нибудь пластинами, обклеенные изолентой. На самом же деле это тестируемые автопроизводителями новые модели. И за ними идет настоящая охота. Они, как звезды шоу-бизнеса, вечно преследуемые толпой папарацци. Да-да, в автомобильном мире эта профессия востребована не меньше. И именно от этих автошпионов и прячут свои новинки разработчики, укутывая свои машины в одеяла камуфляжа.
Причин для такой конспирации несколько. Во-первых, потенциальные покупатели не должны раньше времени увидеть новую модель, ведь иначе есть вероятность, что к моменту ее появления в продаже, они потеряют к новинке интерес. Во-вторых, дизайн новых моделей надо скрывать и от конкурентов, которые могут украсть интересные ходы и идеи и использовать их в своих моделях. На первый взгляд это может показаться глупым ― кому надо копировать чужие модели, ведь это станет явным для покупателя. А кому захочется покупать жалкую копию? Кому-то, видимо, хочется, иначе как объяснить тупое упорство китайцев, копирующих дизайн известных марок и моделей в своих автомобилях.
Наличием коммерческой тайны обуславливается разница между автомобильными папарацци и их светскими коллегами. Не секрет, что папарацци делают звездам шоу-бизнеса дополнительный, хотя зачастую и скандальный, пиар. И все эти истерики с выплескиванием шампанского в объектив фотокамер ― не более, чем та же игра на публику. А вот автомобильным папарацци приходится куда тяжелее.
По данным немецкого издания Deutsche Welle автопромышленность Германии теряет в год около 20 млрд евро от действий автомобильных шпионов. Ведь разведку они ведут не только для автомобильных СМИ, но и для конкурентов автомобильных гигантов. При современном однообразии автомобильного дизайна , стандартных ходов, которые мы наблюдаем из модели в модель, автомобильные компании ищут удачные идеи и фишки с жадностью и рвением оголодавшего волка, и не против подглядеть их у конкурентов. Утечка важной информации означает серьезные потери для одних и не менее серьезные приобретения для других, поэтому оплата за эксклюзивные снимки в разы превышает оплату обычных фотографов. Но и риски, надо сказать, у автошпионов велики. Во-первых, они по сути занимаются промышленным шпионажем, что карается законом. Во-вторых, автопроизводители знают о происках врагов и охраняют свои новинки как зеницу ока. Поэтому маскируются автошпионы не хуже своих военных коллег.
Живет в Германии человек по имени Ганс и по фамилии Леманн. Этот человек известный автошпион. Он дал единственное интервью изданию AutoMotto, в котором рассказал, как ему приходится маскироваться в ландшафте и часами ждать появления перед объективом фотоаппарата очередного объекта «фотоохоты». Ситуация зачастую осложняется еще и тем, что шпиону надо точно знать, где и когда проедет прототип, ведь сама съемка обычно занимает не более пары секунд и в результате получается совсем немного снимков, но если неправильно занять позицию, то можно упустить возможность и не сделать и этих немногочисленных фотографий. В таком случае придется выходить на «охоту» в другой день, опять выведывать информацию и выискивать точную позицию.
— Охота на прототипы – это длительное ожидание в экстремальных погодных условиях, как, например, морозы у полярного круга в Скандинавии или жара в сердце Калифорнийской пустыни, – рассказал Леманн, – поэтому главное в шпионском деле – иметь огромный запас терпения и быть абсолютно хладнокровным.
В сознании рисуются кадры военных действий, где Леманн лежит зарытый в снег, и только объектив фотоаппарата, обмотанный для конспирации ватой, выглядывает из под сугроба. Не фотограф, а снайпер какой-то.
Сейчас Леманн является главой целого шпионского синдиката имени себя. Его имя тоже является брендом, как и имя другого известного шпиона – итальянца Карло Паулино. В их синдикатах, в свою очередь, на поприще «разведки» трудятся настоящие безымянные мастера маскировки и фотоохоты, которые молчаливо проводят время в кустах вокруг автополигонов и раньше срока добывают дорогостоящую информацию о развитии мирового автопрома.
Встает резонный вопрос, что же бывает, когда шпионы, как говорится, вскрываются? Им навешивают люлей, отбирают технику, подают на них в суд и делают прочие не очень приятные вещи. Но если все проходит хорошо и автошпион приносит снимки, то и этого бывает недостаточно. Мы ведь уже говорили, на что похожи автомобили, за которыми охотятся разведчики.
Предсерийные испытательные автомобили можно разделить на три группы. В первую группу относятся машины, в которых испытывается новая платформа, двигатель и прочие чисто технические агрегаты. Такой автомобиль может выглядеть вообще как угодно, ибо с его «лица» воды точно не пить. Кузов для такого автомобиля могут позаимствовать у какой-нибудь другой машины, причем вполне возможно, что даже другой марки. Или и того проще ― сделать часть кузова из прямых жестяных листов и разъезжать на таком броненосце, испытывая новую ходовую. Фотографировать такие «мулы», как их называют, нет никакого толку.
Во вторую группу входят автомобили с уже настоящим кузовом от будущей серийной модели. Конечно, кузов этот попытаются закамуфлировать так, что не каждый автоспец угадает в этом автомобиле не то что модель, но даже марку. Каждый производитель использует в мастерстве камуфляжа свои приемы. Больше всего тут преуспели контрразведчики из Штудгарта, работающие на армию Mercedes-Benz. Они делают специальные пластмассовые детали, молдинги и обвешивают ими автомобиль так, что распознать в нем автомобиль, а уж тем более Mercedes становится практически невозможным. Автошпионы фотографируют эти немецкие «драндулеты», потом смотрят снимки, матерятся и пытаются угадать, что же изображено на собственных снимках.
А недавно Mercedes выложил в Интернете официальные шпионские фотографии своей модели SLS в версии AMG. Звучит как нонсенс, но ход оказался более чем действенным. Какой смысл в шпионаже, если любой желающий может зайти на сайт и посмотреть профессиональные, красивые, качественные фотографии закамфулированной модели? Правильно, ― смысла никакого. А понять по этим фотографиям, как будет выглядеть новый Mercedes-Benz SLS AMG, один хрен ― невозможно. Так мерседесовцы выкинули финт, который от автопроизводителя никто не ждал, лишили автошпионов гонораров и одновременно привлекли дополнительный интерес к своей новой модели. Как говорится, не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.
Но продолжим речь про камуфляж. Другой стандартный способ сбить с толку ― обклеить автомобиль какой-нибудь пестрой лентой. Например, General Motors обычно обклеивает свои тест-модели черно-белой клетчатой пленкой, которая, создавая особый визуальный эффект, не дает распознать настоящие формы кузова.
Третья группа включает в себя автомобили, которые проходят испытания на аэродинамику. Навесные панели и пластмассовые элементы здесь будут только мешать, поэтому с автомобиля снимают почти весь камуфляж за исключением изоленты. По таким автомобилям совсем легко представить, как будет выглядеть будущая новая модель.
А занимаются таким представлением специально обученные люди. После того как шпионские снимки попадают в руки редакторов автомобильных изданий, фотографии передаются дизайнерам, которые делают по ним компьютерные эскизы, стараясь угадать, как автомобиль будет выглядеть без камуфляжа. Конечно, такие эскизы в большинстве случаев не могут гарантировать стопроцентное сходство с будущей серийной моделью, но когда камуфляж минимален, процент совпадений достаточно высок. А где мешает камуфляж, помогает воображение, и какие-то детали додумываются самостоятельно. Иногда в этом могут помочь представленные недавно концепт-кары компании, которые дают намеки на то, как будут выглядеть будущие модели марки.
Случаются и совсем забавные истории. Одна чешская газета объявила конкурс ― кто пришлёт им фотографии Fabia второго поколения, получит игровую приставку SonyPlaystation 3. Через две недели в ней появилась фотография этой самой Fabia, без камуфляжа и… на территории завода! А поскольку машина ещё ни разу не выезжала на дороги, очевидно, что сфотографировал её кто-то из «своих». Скандал поднялся нешуточный, но «двойного агента» так и не нашли. Зато теперь на входе у сотрудников отбирают телефоны со встроенными камерами ― судя по качеству снимка, именно ими и фотографировали.
Но в жизни практически каждого предсерийного автомобиля наступает момент, когда компания-производитель сама не против «засветить» его, чтобы начать подогревать интерес к новинке. На практически готовой или даже совсем готовой модели совершается «выезд в свет» ― обычная поездка по городу, где автомобиль могут заметить любопытные репортеры. После чего пресса начинает пестрить заголовками типа «Мы знаем, как будет выглядеть новая Audi!».
Наверняка, многих мучает вопрос, зачем вообще нужно знать, как будет выглядеть новая модель. Ответ кроется в человеческом любопытстве и особой страсти некоторых людей к автомобилям. Конечно, если для вас автомобиль является лишь средством передвижения, то вопрос о том, как будет выглядеть новый компактный кроссовер у BMW или лютый пожиратель асфальта у Lamborghini, вас волнует также как судьба вымирающего племени людоедов в джунглях Амазонки. Но для автомобильных журналистов и определенного количества автомобильных фанатиков эти снимки и компьютерные эскизы являются неотъемлемой частью их обычной жизни, и автошпионов мы за их нелегкий труд уважаем.