Кристиан фон Кенигсегг: человек, сделавший суперкар в 22 года
Сколько мальчишек на планете в детстве хотели построить себе машину мечты? Миллионы. Нескольким десяткам из них удалось стать дизайнерами или конструкторами...
Сколько мальчишек на планете в детстве хотели построить себе машину мечты? Миллионы. Нескольким десяткам из них удалось стать дизайнерами или конструкторами – и, будучи 40-летними дядьками, они создали свои суперкары. Но только одному из таких мальчиков-фантазеров удалось воплотить свою мечту, едва выйдя из подросткового возраста. Его имя – Кристиан фон Кенигсегг.
Кристиан фон Кенигсегг – отпрыск древнего шведского рода, который уходит своими корнями в рыцарство XII века. Свое детство мальчик, впрочем, проводил отнюдь не за самыми благородными делами – в пять лет, он, например, обожал разбирать видеомагнитофон и тостер, чтобы, как водится, «посмотреть, из чего они сделаны». Что интересно, техника после экспериментов не отправлялась на свалку – ребенку удавалось, как минимум, вернуть на место вытащенные детали. А как максимум, Кристиан «улучшал» гаджеты, проявляя свои детские художественные таланты. Проще говоря – разрисовывал многострадальные приборы.
За видеомагнитофоном и тостером последовал мопед. Его подросший Кристиан уже не просто украшал, а тщательно дорабатывал, чтобы быть самым крутым мальчиком во дворе. Вскоре к нему стали обращаться за помощью приятели, у которых тоже были мопеды. Год за годом юноша становился все опытнее, и в результате к своему совершеннолетию, то бишь в 1990 году, Кристиан фон Кенигсегг уже был известным на весь Стокгольм тюнером мопедов.
В 18 лет Кристиан решил зарабатывать деньги. Он задумал извлечь выгоду из своей фантазии и технической смекалки. Поначалу молодой человек изобрел новый музыкальный плеер, который, правда, был никому не интересен. В 1991 году Кристиан придумал способ укладки паркета и ламината без клея и металлических скоб. Идея была очень простой – доски должны защелкиваться благодаря специальному профилю. Уложенному по методу Кристиана полу не нужно сохнуть, и по такому паркету можно сразу же ходить, ставить на него мебель. Этот метод Кенигсегг назвал «Клик». Прежде всего, свое изобретение Кристиан решил показать отчиму, который управлял фабрикой по производству напольных покрытий - юноша искренне хотел принести пользу именно семейному бизнесу. Отчим, однако, заявил, что если бы идея была хороша, ее давно бы использовал кто-то другой. А раз такого метода в мире нет - значит, он плохой.
Разочарованный Кристиан предложил инновацию конкурентам отчима, другим шведским фирмам, но и те обругали молодого человека и сделали вид, что не заинтересовались идеей. В результате Кенигсегг плюнул на пол. В прямом и переносном смысле. А через четыре года, в 1995, совместная бельгийско-шведская компания взяла и запатентовала метод укладки полов, точь-в-точь повторяющий идею Кристиана. Даже название плагиаторы поленились изменить, ноу-хау так и называлось – «Клик». Сейчас эта фирма заработала на идее шведского юноши миллионы долларов. А ламинат или паркетная доска, уложенная по системе «Клик» найдутся в каждой четвертой квартире Европы. Кенигсегг, конечно, мог бы судится… Но тогда, в 1995 году, ему было совсем не до войны за патент – к тому времени вовсю шла работа над его первым автомобильным прототипом.
Впрочем, до того, как взяться за воплощение своей мечты, Кристиан успел все же побыть удачливым бизнесменом. В 20 лет, правда, не без помощи родственников, он стал во главе фирмы Alpraaz AB, торгующей продуктами питания. Именно это предприятие позволило молодому человеку заработать достаточно денег, чтобы начать разработку суперкара. Кстати, Alpraaz AB до сих пор успешно работает в Стокгольме, а Кристиану фон Кенигсеггу по-прежнему принадлежат все ее акции.
Но вернемся к суперкарам. Начиная новое дело, молодой человек прекрасно понимал – за строительство уникальных автомобилей брались до него тысячи людей и многие терпели поражение. Но попытка – не пытка, решил Кристиан фон Кенигсегг, и в 1994 году открыл автомобильную компанию Koenigsegg. Капиталом фирмы стали не только личные средства потомка средневековых рыцарей, но и полмиллиона долларов, которые Кристиан получил от шведского Агентства по развитию промышленности в качестве субсидии на открытие нового бизнеса. Тут можно позлорадствовать и сказать, мол, Кристиан не «с нуля» все делал, но разве кому-то кроме него удавалось спроектировать и сделать суперкар на $500 000?
К моменту открытия собственной компании Кристиан четко сформулировал свою детскую мечту – создать дорожный автомобиль уровня болидов Формулы. После идеи у суперкара появился логотип. Им, по желанию Кристиана, стал фамильный герб графов фон Кенигсегг. Правда, поскольку автоконструктор не единственный наследник рыцарей, и в Германии живет еще немало потомков древних графов, герб пришлось видоизменить. Корону, бывшую на оригинальном гербе, вообще отбросили, а щит повернули на 45 градусов. Расцветка и узор сохранились, но вряд ли какой знаток геральдики найдет теперь связь между логотипом шведских автомобилей и гербом средневековых рыцарей.
Затем 22-летний Кенигсегг сам продумал техническую составляющую будущего автомобиля, и сам же нарисовал возможный его образ. Проект машины он показал известному дизайнеру Дэвиду Кроуфорду. Тот добавил несколько своих штрихов, а закончил образ Свен Акессон, дизайнер и конструктор, который с 80-х годов занимался созданием собственных машин по образу формульных. Самый первый автомобиль фирмы Koenigsegg собирался в общей сложности полтора года. Кто-то скажет, что это много, сам Кристиан фон Кенигсегг уверен, что срок этот – мизерный. Работа шла буквально на колесах. Так, собранное шасси инженеры юной фирмы обкатывали на дорогах города Олафстрем (где первоначально базировался Koenigsegg) еще до того, как были готовы детали кузова. При этом на всех стадиях работы активно использовалось современное компьютерное моделирование. Собственно, оно и позволило закончить проект так быстро. А вот тесты в аэродинамической трубе проводились уже после презентации готового автомобиля публике.
После серии тест-драйвов, которые проводил и сам Кристиан фон Кенигсегг, и нанятые им профессиональные гонщики Пико Троберг, Колле Розенблад и Рихард Райделл, машину презентовали миру на Каннском кинофестивале. Место первого показа болида публике было выбрано не случайно – именно там, на Лазурном берегу на мероприятие собирается масса состоятельных людей, потенциальных клиентов фирмы Koenigsegg. Публика встретила прототип с восторгом, и Кристиан понял – пора двигаться дальше, к «серийному» производству.
Однако прототип Koenigsegg CC довольно сильно отличался от нынешних автомобилей фирмы. Прежде всего, у этой машины не было «собственного» мотора – двигатель позаимствовали через шведскую компанию Volvo у концерна Ford. Это была V-образная восьмерка, та же, что устанавливалась на Ford Mustang. Правда, на Ford этот мотор объемом 4,6 л выдавал «лишь» 320 л.с., а Кристиан смог выжать из него 655 сил. Динамика первого автомобиля Koenigsegg была выдающейся – 100 км/ч модель СС достигала за 3,2 с, а максимальная скорость машины составила 385 км/ч. Кристиан фон Кенигсегг говорит, что никогда не сможет забыть первую поездку на голом шасси прототипа. Без кузова масса машины составляла лишь 500 кг! Впрочем, и с кузовом Koenigsegg CC потянул всего на 1100 кг, ведь монокок и многие детали шасси машины сделаны из углеволокна.
Серийное производство нового спорткара началось, однако, не сразу. Мало показать публике быстрый автомобиль. Нужно, чтобы он соответствовал всем международным нормам по безопасности и экологии. Да и многочисленные мелочи, что требуются богатому потребителю, тоже нельзя упускать из виду. Так, в Koenigsegg впихнули и кондиционер, и мультимедийную систему с CD-чейнджером и навигацией. В общем, весь 1998 и 1999 год шла работа над превращением спартанского прототипа в полноценный дорожный автомобиль.
И вот в 2000 году его привезли на Парижское мотор-шоу. Именно тут состоялась официальная премьера машины. И опять, как и в Каннах, Koenigsegg CC, стал фаворитом – на этот раз не только публики, но и экспертов. Машина, все еще не пошедшая в серию, получила несколько призов за дизайн, а шведский журнал Automobil провозгласил Koenigsegg «Автомобилем года». И только после этого Кристиан фон Кенигсегг начал устанавливать на фабрике сборочную линию. Однако менеджмент фирмы столкнулся с уймой проблем, в том числе и финансовых. В результате первый покупатель смог получить свой Koenigsegg CC только в марте 2002 года. Клиентский автомобиль назывался Koenigsegg CC 8S. Всего за целый год было собрано пять таких машин.
А потом, в 2003 году, случилась беда. Сгорела вся фабрика в Маргретторпе, куда фирма переехала из Олафстрема. Причиной возгорания была мелочь – короткое замыкание на кухне. Но пожар был грандиозным – тушить его приехали 40 расчетов не только из Маргретторпа, но даже из соседних городов. К счастью, удалось спасти почти все документы. Но пессимисты все равно предрекали смерть компании, только-только начавшей работу и уже потерявшей все имущество. Однако Кристиан фон Кенигсегг и его команда приложили все усилия для того, чтобы восстановить потерянное. Хотя, по признанию основателя компании, начинать все заново было крайне тяжело. Но знания и опыт остались при нем, а потому довольно быстро Кристиан основал новую базу фирмы в Ангельхольме, заняв два бывших авиационных ангара. Один стал офисным зданием, а во втором разместили сборочную линию.
Как шутит Кристиан, лишь после того, как компания Koenigsegg «восстала из пепла», и начался подлинный ее расцвет. Уже к концу 2003 года автомобиль Koenigsegg CC 8S попал в Книгу Рекордов Гинесса как самый мощный дорожный автомобиль. Рекорд, впрочем, был скоро побит – на смену 8S пришла новая модель - Koenigsegg CCR. Шведские инженеры выжали из того же фордовского мотора уже 806 л.с. Эта машина поставила еще и другой рекорд, став самым быстрым дорожным автомобилем. Достижение было зафиксировано в США на ралли Гамболл 3000, где Koenigsegg CCR развил скорость 389 км/ч. Только через два года, в 2005, его смог превзойти Bugatti Veyron, который на тестах выдал ровно 400 км/ч.
Этот монстр концерна Volkswagen не дает покоя Кристиану фон Кенингсеггу и всем сотрудникам его фирмы, которых сегодня насчитывается лишь тридцать человек. Кристиан, конечно, говорит, что не боится конкурентов... Тем не менее, после появления модели Veyron, компания Koenigsegg сделала свой ход и выкупила разработки итальянской фирмы Motori Moderni. Благодаря этому теперь на автомобили Koenigsegg устанавливаются «собственные» двигатели итальянского происхождения.
Эти моторы появились уже на третьем поколении автомобилей Koenigsegg, получившем название CCX. По сравнению с прежними фордовскими двигателями объем не очень-то вырос – теперь речь идет о 4,7 литрах. Прежней осталась и динамика – 3,2 с до 100 км/ч. Зато максимальная скорость автомобиля – 417 км/ч. Соревнования с Bugatti продолжается!
Собственно, ССX – это и есть нынешняя основная модель Koenigsegg (имеется даже специальная версия ССXR, работающая на биотопливе). Причем пару недель назад Кристиан фон Кенигсегг заявил, что отныне бензиновых моделей будет производиться в два раза меньше, чем альтернативных. Конструктор лишает мир суперкаров? Может быть. Но шведские клиенты Кенигсегга не пострадают – в северной стране заправок с биоэтанолом предостаточно. К тому же Кристиана действительно увлекают идеи альтернативного топлива. Он даже потирает руки, готовясь к новому экологическому законодательству Европы – жесткие требования по эмиссии CO2 ударят по конкурентам, а Кристиану будут нипочем. Разве что он сам наконец решит пересесть на Koenigsegg со своей Subaru Legacy. Да-да, человек, построивший суперкар своей мечты, не оставил себе ни одного экземпляра собственного производства! Все продает. Впрочем, Кристиан успевает вдоволь накататься на клиентских машинах, проверяя их перед продажей. А удовольствие для него теперь не в обладании автомобилем, а в осознании того, что он создал нечто выдающееся. И клиенты не дают ему об этом забыть. Они периодически звонят Кристиану на мобильный только ради того, чтобы с восторгом воскликнуть: «Я еду по автобану. Такой кайф!».
по материалам Авто@Mail.Ru