Королевские гонки
— Любимый, как можно на протяжении двух часов смотреть на то, как жужжащие машинки ездят друг за другом по одному и тому же кольцу?! — Дорогая, это не жужжащие...
___— Любимый, как можно на протяжении двух часов смотреть на то, как жужжащие машинки ездят друг за другом по одному и тому же кольцу?! — Дорогая, это не жужжащие машинки! Это Формула-1! Самые крутые гонки, которые только есть на этой планете!___
Если у вас эта ситуация не вызывает эффект дежавю, то значит, вы не фанат Формулы-1. А вот мне, как и нескольким моим товарищам она знакома до боли. Да, им, женщинам, не понять, как можно смотреть на одно и то же (конечно, «одно и то же» исключительно с их женской позиции) пару часов подряд, сокрушаться, что поул достался Алонсо, а не Массе и восхищаться, какой Райкконен «красавчик», ибо сделал-таки на повороте этого «макаронника» Трулли. Так или иначе, а эти большие гонки собирают у экранов телевизоров миллионы болельщиков по всему миру. Аудитория, следящих за этими элитарными «покатушками», при этом сравнима с той, что собирает самое любимое мужское увлечение — футбол.
И все логично. У мужиков азарт в крови. Сначала мы ходили на скачки, потом, когда живых скакунов заменили «кони» железные, интерес наш переключился на гонки. И Формула-1 здесь самый популярный, дорогой и высокотехнологичный их тип.
Немного истории
Корни Формулы-1 лежат в чемпионате Европы автогонок Гран-при, который проводился в 1920-е и 1930-е годы. Организации, участвовавшие в Гран-При, сформулировали первый регламент проведения чемпионата мира перед Второй мировой войной и запланировали его проведение на 1941 год. Но по понятным причинам все отложилось на пять лет. В 1946 году ФИА (Международная автомобильная федерация, (фр. Fédération Internationale de l'Automobile) представила правила Формулы-1, которые вступали в действие в 1947 году. Но первые гонки по новому регламенту успели провести уже в 46-ом. А первый чемпионат мира Формулы-1 прошел в 1950 году. Его выиграл итальянец Джузеппе Фарина на Альфа Ромео.
Болиды Формулы-1 не всегда были похожи на те, к которым мы привыкли. Только в 1962 году команда Лотус впервые использовала в конструкции автомобилей монокок, заимствовав идею из авиации. Команде Лотуса принадлежит и другое нововведение, которое теперь неотделимо от Формулы-1. В 1968 году они поместили на свои болиды наклейки компании Империал Тобакко. Это положило начало спонсорству в Формуле-1.
С ростом скоростей увеличивалось значение прижимной силы, это заставляло команды экспериментировать с конструкцией антикрыльев и других аэродинамических элементов. В конце 1970-х годов Лотус впервые применила граунд-эффект (англ. ground effect), который сильно увеличивал прижимную силу за счёт разреженного воздуха под днищем болида. Это позволяло пилотам проходить повороты намного быстрее. Вскоре все команды перешли на его использование. В 1983 году граунд-эффект был запрещён FIA ввиду борьбы с ростом скоростей.
Конечно, не знакомому с миром Формулы-1 может показаться абсурдной фраза о том, что в автогонках борются с ростом скоростей, но мер, направленных на снижение постоянно растущих скоростей, за всю историю «королевских гонок» было принято немало.
1980-е годы были эрой турбомоторов. Первой командой применившей на своем болиде двигатель с турборнаддувом были Рено в 1977 году. За 10 лет мощность моторов стала превышать 1000 л.с., что и по сей день является рекордом для автомобилей с открытыми колесами. Чтобы снизить возросшие скорости ФИА сначала ограничила размер топливного бака, потом ввела ограничение на давление наддува, а в 1989 году и вовсе запретила турбодвигатели.
В 1990-х команды начали активно использовать электронику. Она применялась, прежде всего, для рулевого усиления, системы управления тягой, полуавтоматической коробки передач, системы активной подвески. В результате расцвета электроники, всё больше функций по управлению болидом брал на себя компьютер, уменьшая тем самым значение пилота. В 1994 году FIA запретила многие из электронных нововведений. Кстати, половина устройств, в том числе и электронных, которые сейчас облегчают нашу автомобильную жизнь, изначально были разработаны для Формулы-1, но потом, как правило, в ней были запрещены. Например, всем известная ABS, которую впервые представили в чемпионате Формулы-1 1990 года, стала внедряться на серийных автомобилях с 1994 года, а в самой Формуле к этому моменту уже была запрещена.
В том же 1994 году году в результате аварии погиб один из величайших гонщиков за всю историю Формулы-1 Айртон Сенна. Трагедия заставила пересмотреть стандарты безопасности в гонках, и после этого ни один пилот больше не погибал на трассах королевских гонок. Сейчас даже если болид влетит в ограждение на скорости, превышающей 200 км/ч, пилот способен самостоятельно выбраться из болида и даже совершить легкую пробежку. Избежать летального исхода ему помогают 5 независимых систем ремней безопасности, система защиты шеи и позвоночника, резиновые прокладки, а также невероятно прочная конструкция окружающего его «кокпита». При этом регламентировано, что пилот должен иметь возможность покинуть болид не более чем за 5 секунд, для чего ему нужно лишь расстегнуть ремни безопасности и снять руль. Шлем пилота сейчас изготавливается из нитей специального фиброволокна. На изготовление одного шлема уходит 16 тысяч километров нитей, толщиной в 15 раз меньше, чем человеческий волос. Таков залог безопасности современных пилотов.
В первые годы XXI века FIA часто вносила существенные изменения в регламент. В частности, формат квалификации менялся с 2002 года четырежды. Наиболее значимые перемены произошли перед сезоном 2005 года: моторы болидов должны были иметь ресурс, достаточный для проведения двух Гран-при (включая свободные заезды), по ходу гонки запрещалась смена резины, квалификация проходила с баками, заправленными на первую часть гонки.
Все эти изменения были связаны с попыткой уменьшить скорости (в целях безопасности) с одной стороны, и увеличить количество обгонов по ходу гонки (для повышения интереса болельщиков). Не все меры достигли объявленных целей, в частности, из-за невозможности менять резину в течение гонки, к финишу она изнашивалась настолько, что создавала опасность для управления болидом. Новая эра Формулы-1 сопровождалась и скандалами. На Гран-при Австрии сезона 2002 лидирующий Рубенс Баррикелло по приказу своей команды Феррари пропустил вперёд своего напарника Михаэля Шумахера, чтобы тот набрал больше очков в борьбе за чемпионский титул. Это вызвало негодование среди зрителей, и с тех пор в Формуле-1 запрещена командная тактика, то есть явные указания гонщику от руководства команд.
В 2006 года вступило в действие одно из самых значимых изменений в правилах: отказ от десятицилиндровых моторов объёмом в 3 литра (которые использовались в Формуле-1 с 1995 года, до этого после окончания «турбоэры» использовались 3.5-литровые движки без ограничения числа цилиндров) в пользу восьмицилиндровых с объёмом в 2,4 литра. Многие считают, что это коренным образом изменит Формулу-1, в частности, пилоты отмечают изменения в манере вождения, необходимой для управления новыми болидами. Однако поскольку переход на 8-цилиндровые двигатели произошёл довольно неожиданно и сопряжён с большими затратами, в 2006 году малобюджетным командам было позволено использовать 10-цилиндровые моторы объёмом до 3,0 литров с применением ограничителя оборотов и воздушного рестриктора.
Болид и пилот
Болид Формулы-1 представляет собой углепластиковый монокок с четырьмя расположенными вне корпуса колёсами, из которых задние два являются приводными, а передние — ведомыми. Пилот располагается в тесной кабине в передней части болида и управляет им с помощью руля и педалей тормоза и газа.
Хотя машины Формулы-1 нередко превышают скорость 300 км/ч, по абсолютной скорости Формула-1 не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как многие параметры моторов в ней существенно ограничены (ограничен объём, запрещён турбонаддув, и т.п.). Тем не менее, по средней скорости на круге среди шоссейно-кольцевых автогонок (исключая т.н. «овалы») Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря очень эффективным тормозам и аэродинамике.
Скорость до 100 км/ч болид способен набрать за 3,3 секунды. Максимальная скорость может достигать 370 км/ч, при этом тормозной путь до полной остановки с такой скорости составляет менее 100 метров.
Двигатель болида «Формулы-1» способен «раскручиваться» до 19000 оборотов в минуту и этот предел с каждым годом отодвигается все дальше. Однако он обладает очень маленьким ресурсом — всего около 800 км. До изменения правил «срок жизни» моторов был еще вдвое меньше. Такова цена невероятных скоростных и силовых качеств двигателя.
Технический регламент запрещает использование многих механизмов, облегчающих вождение и способствующих росту мощности. Запрещены тормозные усилители, антиблокировочная тормозная система, системы предварительного охлаждения воздуха. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего.
Обладая в неподвижном положении весом всего в 450 кг, при скоростях под 200 км/ч болид «тяжелеет» до нескольких тонн за счет отточенной аэродинамики обшивки.
За один гоночный уик-энд двумя болидами команды сжигается около 1200 литров топлива. В добавок к этой цифре в расход списывается примерно 70 литров моторного масла и до 30 литров трансмиссионного масла. Двигатель мощностью 750 л.с. не страдает отсутствием аппетита – расход топлива составляет около 70 литров на 100 км или же 0,078 литра на каждую единицу мощности. Потрясающее сравнение – стандартный автомобиль компакт класса потребит аж 0,093 литра на единицу мощности – на 19% больше, чем болид Формулы.
Одного комплекта шин болиду хватает максимум на 30 кругов дистанции, то есть примерно на 100-150 км пробега, после чего особый состав резины полностью утрачивает свои уникальные свойства. Смена комплекта резины и заправка болида для последующих 20 кругов гонки занимает у механиков от шести до девяти секунд. — Это достигается совместными усилиями, по крайней мере, 17 человек! Сама замена колеса занимает всего около 4 секунд от момента полной остановки болида до момента проверки болта контролером.
Физические нагрузки, которым подвергаются пилоты болидов во время гонки, в среднем значительно превосходят нагрузки летчика-истребителя во время полета и могут сравниться только с нагрузками космонавта в стартующей ракете! Пилот «формульного» болида до 20 раз в минуту подвергается боковым перегрузкам в 3-5g, потеря его живой массы достигает 4-5 кг за полтора часа, и, чтобы не потерять сознание в это время, он вынужден пить воду, которая подводится к его рту специальной системой. Сердце пилота бьется с ритмом около 190 ударов в минуту. Для полной остановки со скорости 200 км/ч болиду потребуется всего 55 метров и 1,9 секунды, при этом прижимная сила составляет 5G. Таким образом, пилот с весом 75 кг «наваливается» на ремни безопасности с нагрузкой равной 375 кг. Средняя температура внутри кокпита составляет 50 градусов. В общем, пилоту во время гонки не позавидуешь. Но несмотря на это, стать пилотом Формулы-1 мечтает, наверно, каждый гонщик. Не зря Формулу называют «королевой автоспорта», «королевской формулой», она считается наиболее престижной гоночной серией в мире, и для большинства гонщиков выступление в ней становится целью всей жизни.
Большие гонки — большие деньги
Современная Формула-1 уже давно вышла за исключительно спортивные рамки. Помимо того, что Формула — это гонки, это еще и огромный бизнес, стоимость которого зашкаливает за один, а то и два миллиарда долларов. Средний ежегодный бюджет команды превосходит 120 миллионов долларов. Зарплаты гонщиков, выступающих за успешные команды, могут сравниться с доходами голливудских звезд и крупных бизнесменов. Например, Михаэль Шумахер, покинувший мир больших гонок в 2006 году, был самым высокооплачиваемым пилотом Формулы-1 в мире. Его годовая зарплата в итальянской «Скудерии Феррари» составляла около 50 миллионов долларов в год. С учетом же доходов от рекламы суммарный заработок Шуми достигал приблизительно 120 миллионов «зеленых» за год. Несколько квадратных миллиметров места для рекламного баннера на шлеме Михаэля Шумахера продавались за десятки тысяч долларов.
Чтобы посмотреть на гонку своими глазами с трибун, вам придется заказывать билеты за несколько месяцев до начала гонки, стоимость билета может варьироваться от 150 до 1000 и более евро в зависимости от места проведения и зрительского места. Не забудьте также за несколько месяцев забронировать гостиницу в городе проведения гонки, а также приобрести специальные затычки для ушей стоимостью от 10 долларов, иначе есть вероятность, что рев моторов будет последним, что слышали ваши уши.
Ну и напоследок, спросим сами себя, почему же гонки Формулы-1 до сих пор не проходят и в нашей стране? Да, потому что у нас за 5 секунд шины успевают не только снять, но и продать.