Извоз за деньги
Люди начали подвозить друг друга со времен, когда оседлали первую лошадь. Потом смекнули, что одним надо куда-то быстро добраться, а не на чем, а другие как раз располагали...
Люди начали подвозить друг друга со времен, когда оседлали первую лошадь. Потом смекнули, что одним надо куда-то быстро добраться, а не на чем, а другие как раз располагали транспортом. Так и появился извоз за деньги, получивший в последствии название «такси». Как зародился этот тип перевозок и каковы его особенности в разных странах, читаем в теме номера.
Лошадиное такси
Когда появилось первое такси, сказать сложно. Да и зачем вообще допытываться до этого? Но так уж мы привыкли углубляться в историю и искать, кто же был первым. Но тут встает вопрос, что считать первым такси? Первый раз, когда какой-нибудь ушлый крестьянин с бизнес-хваткой потребовал с прохожего деньги за то, чтобы его довезли на телеге до соседней деревни? Но несколько дат, связанных с извозом четко зафиксированы в истории человечества.
Так, например, доподлинно известно, что в 1639 году корпорация английских коучменов (т.е. извозчиков) учредила лицензию на извоз. Первое «лошадиное такси» получило название «хэкни» (от английского hackney, т.е. разъездная лошадь) и выглядело как четырехколесная карета. Через 200 лет она морально и технически устарела и претерпела, как бы сейчас сказали, рестайлинг. Ее вытеснила более маневренная двухколесаная открытая повозка-кабриолет или, сокращенно, кэб. Что делали люди в таком такси во время дождя, неизвестно. Мокли и обтекали, скорее всего. Хотя, наверняка, на случай дождя существовал какой-нибудь откидной верх.
Вместо таксометра использовали различные приспособления. Обычно, конечно, просто договаривались устно, но были и настоящие ноу-хау. Так, например, длину пути рассчитывали с помощью ящичка с камнями. Над одним из колес экипажа устанавливался специальный ящик, который был заполнен небольшими камушками. Когда колесо совершало полный оборот, срабатывала специальная зацепка, которая приоткрывало окошко, из которого в емкость под ящичком вываливался один камушек. В конце поездки извозчик и пассажир считали выпавшие камни и производили оплату согласно «счетчику».
Во Франции первый факт платного извоза тоже был зафиксирован в 17 веке. Франция может тоже считаться родиной первого такси. В городе Мо на одном из постоялых дворов около часовни Святого Фиакра предприимчивым французом по имени Соваж был организован парк двухместных конных экипажей и открыта компания по извозу местных жителей. Каждая повозка была украшена барельефом с изображением святого, поэтому вскоре этот вид наемного транспорта стал называться «фиакрами». Кстати, само слово «такси» происходит от французского слова «таксо», которое обозначает средство, используемое для перевозки пассажиров и грузов и оплату проезда.
В России стоянки для «такси» появились еще в царские времена. В начале 20 века каждый извозчик имел свою медную бляху с номером – аналог современных «шашечек». Для «лошадиных такси» были отведены специальные места для «отстоя» около вокзалов и присутственных мест. Извозчикам строжайше запрещалось, например, подъезжать к крыльцу вокзалов. Пассажир должен был сам подойти и взять извозчика. Кроме этих требований были и другие. Для извозчиков были прописаны правила, которые, например, гласили: «Они (извозчики) обязаны иметь одежду без заплат другого цвета, содержать экипажи в исправности, чистоте, с фартуками - летом, а зимой - с полостями. С наступлением сумерек зажигать фонари на экипажах и ставить оные в один ряд вдоль тротуара». Фартуком называли легкое покрывало на ноги в экипаже, защищающее седока от дорожной пыли, а полость - покрывало на ноги в экипаже, обычно меховое.
У нас кстати извозчики не придумали никакого ящичка-таксометра и о цене извоза просто договаривались с клиентом. Надо сказать, что по денежной смекалке извозчики ничем не отличались от современных таксистов. По цене, которую предлагал клиент, они быстро смекали, чем от него можно поживиться и что он за человек и цену «взвинчивали» соответственно.
В столице были свои особенные экипажи, которые назывались «калиберы». Это были по существу обычные дрожки. Узкие дроги на стоячих рессорах, вмещающие двух пассажиров. Все бы хорошо, вот только езда на «калибере» была не то аттракционом, не то издевательством. Ведь дороги были нашей проблемой всегда, а в царской России, поверьте, эта проблема стояла еще более остро. Езду на таком «такси» описывали так: «Калибер - этакий черт, который не только душу вытрясти мог, но и зубы выколачивал». Многие экипажи того времени имели уже «обувь» - резиновые шины на колесах. Но проку от них было не много. От булыжных мостовых резина не спасала.
Таксисты, видимо, во все времена были одинаковыми. Извозчиков уже тогда делили на лихачей, обычных извозчиков и «ванек». Первые отличались высокой таксой, но ездили быстро, а также обладали хорошими экипажами. Вторые были, что говорится, «золотой» серединой». Услуги последних стоили дешево, но и качество услуг, а также самих экипажей у них оставляло желать лучшего. Ожидать седока у ресторанов и трактиров было привилегией лихачей. «Ваньку», если бы он осмелился встать рядом с ними, в лучшем случае просто прогнали бы вон. В Царском же Селе в начале века существовал уже тариф на перевозки извозчиками. Своего рода «счетчик». Расценки разнились по времени суток. Дневная такса была на десять копеек меньше ночной и действовала с 7 часов утра до полуночи. Кроме таксы, установленной на определенные маршруты, была и почасовая. Согласитесь, все очень похоже на современных таксистов.
Автомобильное такси
В июне 1911 года в том же Царском Селе между вокзалом и царскосельским Гостиным Двором было установлено автомобильное сообщение с платой, гораздо более выгодной для пассажиров. Так появилось «маршрутное такси». И в этой конкурентной борьбе победитель был предопределен…
Автомобили вытеснили лошадей и в других странах, правда, даже еще раньше, чем в России. Во Франции моторы заменили коней в 1896 году. Французы же в 1905 году придумали таксометр и стали тарифицировать все поездки с помощью этого удобного счетчика. Такси стали стремительно развиваться. Компания Renault быстро оценила перспективность этого вида бизнеса и наладила выпуск специальных машин. Сначала эти автомобили напоминали «лошадиные фиакры» — пассажирская часть была похожа на закрытую карету, а шофер находился в открытой передней части. Чтобы водитель не мок под дождем, он одевал специальный непромокаемый плащ. Позже машины стали полностью закрытыми. Французское такси между прочим когда-то спасло Париж от завхвата. Произошло это во время первой мировой войны осенью 1914 года, когда немцы прорвали французскую оборону и двинулись к Парижу. Французское командование приняло интересное решение. Они загрузили солдатами все 1200 столичных такси и отправили их на позиции. За одну ночь таким образом на берег реки Марна было переброшено более 6,5 тысяч солдат. «Боевые» машины вошли в историю как «марнские такси».
В Англии лошадей тоже заменили машины. Ими стали электрокэбы Bersey, развивавшие скорость 15 км/ч. Потом их вытеснили традиционные автомобили, которые известны всему миру как английские кэбы, которые теперь являются таким же символом Лондона как Биг Бен или Тауэрский мост.
В Нью-Йорке первое городское автомобильное такси было выпущено на линию 13 августа 1907 года. Увеличению количества такси на улицах США в значительной степени помогала мафия, которая владела большинством таксопарков и была заинтересованы в их росте. В Америке, в годы сухого закона не было более надежного транспорта для перевозки запрещенного спиртного, поэтому такси особенно полюбили гангстеры-контрабандисты. В такси перевозили огромное количество алкоголя, но полицейские даже не подозревали таксистов.
В России «лошадиное такси» было заменено автомобильным тоже в 1907 году, о чем жителей столицы известила газета «Голос Москвы». Постепенно автомобильный извоз стал набирать обороты, но все закончилось в 1917-ом, когда советское правительство решило, что такси — непозволительная буржуйская роскошь. Решило и само стало от своего решения в итоге страдать. В итоге в 1924 году Моссовет принял решение о создании парка советского такси. Для советского такси был закуплен автопарк из дружественных советскому правительству европейских стран. Это были автомобили Renault и Fiat. Плата за проезд была одинаковая у всех, но не по-коммунистически недоступной обычным людям. Пользоваться услугами такси было по карману только обеспеченным людям. Ситуация изменилась в 1934 году, когда СССР стал выпускать свои собственные легковые автомобили. Автопарки таксофирм стали активно расширяться, а такси стали доступными по цене. В послевоенные годы таксисты ездили на «Победах», в 1948 году на борту появились знаменитые «шашечки», а затем и зеленый огонек, сообщавший о том, что автомобиль свободен. Потом «Победы» вытеснили ГАЗ-24, а их в свою очередь ГАЗ-3102 и ГАЗ-24-10.
Такси сейчас
Сейчас такси — такая же обыденная и доступная услуга, как проезд в автобусе или поход в кино. Такси можно заказать по телефону или поймать на улице. Выбрать дорогой и комфортный вариант или доступный и более скромный, есть даже специальное женское такси. Грузовое такси поможет вам перевезти мебель или другие громоздкие вещи.
В разных странах такси выглядит по-разному хотя сущность его везде одинакова. Японские таксисты, например, считаются лучшими таксистами в мире. Работают они исключительно в белых перчатках, на подголовниках своих машин ежедневно меняют кружевные салфетки. Японский водитель во время движения никогда не ведет с пассажиром разговоров, он только управляет автомобилем, и если вы иностранец, то на беседу можете даже не рассчитывать. Поездка будет проходить спокойно, иногда даже скучно. В ОАЭ водители отличаются хорошей репутацией, поэтому, если вы забыли что-нибудь в такси, ваш водитель может попытаться вернуть вам забытую вещь. В противном случае сообщите компании время и маршрут - будет сделано все возможное, чтобы помочь вам.
До сих пор существуют «неавтомобильные» такси, такие как рикша, гондола и велотакси. Рикша – это вид транспорта, который изначально появился в Японии, а затем распространился по Восточной и Южной Азии. Изначально рикш называли дзинрикися, что переводилось как повозка, приводимая в движение человеком. Конечно, сейчас рикши используются в основном туристами для непродолжительных поездок как экзотический вид транспорта, а ведь раньше им действительно приходилось весь день тянуть на себе повозку с людьми. Поистине адский труд.
В Венеции, городе на воде, такси, естественно водное. Такси в этом итальянском городе это гондолы — узкие лодки ассиметричной формы. Изначально гондолы были разных цветов с богатой отделкой, но после чумы, во время которой пришлось перевозить погибших, как дань трауру, все лодки перекрасили в черный цвет. Это основной вид транспорта, так как автомобилей вы на улицах не встретите. Велотакси, или как его еще называют, велорикша — еще один «неавтомобильный» вид такси. Это легкая «машина», рассчитанная на двух пассажиров, которая развивает скорость до 25 км/ч. Впервые этот вид транспорта появился в Берлине. На улицах города постоянно увеличивался поток автомобилей, что негативно отражалось на экологии. Сегодня велотакси можно встретить во многих городах разных стран.
Развитые страны вообще все чаще и чаще задумываются об экологичности транспорта. Касается это в том числе и такси. В Бостоне, например, к 2015 году все такси будут заменены на гибридные автомобили. Во-первых, экономия на топливе, во-вторых, уменьшение выбросов в атмосферу. На гибридные такси хотят перейти и другие города США.
А в Германии есть гоночное такси. Профессиональные пилоты катают за определенную плату безбашенных туристов на BMW M5 Ring-Taxi по Нюрбургрингу. Хороший пример оказался заразительным и свое гоночное такси представило тюнерское ателье Hamann. За основу они взяли другую баварскую «эмку». Их такси сделано на базе BMW Z4 M Coupe. В таком такси скучать вам точно не придется. И оба варианта, как вы понимаете, — не для слабонервных. Если не понимаете, почему, прочитайте статью M&M's на нашем сайте.
Нам же о таких «извозчиках» пока остается только мечтать. Противопоставить им что-то могут разве только москвичи. С недавнего времени в столице нашей родины работает суперлюксовое такси. Maybach 62, Porsche Cayenne Turbo, Rolls-Royce Phantom Mansory, Maserati Quattropotre — на чем изволите-с? Если стоимость около 7 тысяч рублей в час вас не смущает, то выбирайте Майбах. Нет таких денег? Тогда езжайте на Кайене, он подешевле будет — 2-3 тысячи за час. Тем же, кто в средствах не стеснен, можно предложить дорогой Rolls-Royce Phantom Mansory — 10 тысяч за час поездки. Поездка на Maserati Quattropotre — обойдется около 3000 р в час. Не так уж и дорого для итальянского суперкара.
Каким же будет такси будущего, остается только гадать. Возможно, это будет летающий автомобиль с таксистом-роботом или еще что-нибудь более футуристическое. А, возможно, в будущем такси вообще исчезнет как атавизм 20-го века. В любом случае, произойдет это, видимо, не при нас, и мы будем продолжать ездить на автомобилях с «шашчеками» и без и платить деньги, чтобы нас довезли из одной точки в другую.