Безопасность по-новому
У каждого из нас свои требования к автомобилю. Мощные и не очень, спортивные, семейные, большие и маленькие — о вкусах, в том числе и автомобильных не спорят. Но...
У каждого из нас свои требования к автомобилю. Мощные и не очень, спортивные, семейные, большие и маленькие — о вкусах, в том числе и автомобильных не спорят. Но все автомобилисты сходятся в одном — автомобиль должен быть безопасным.
Задаваться вопросами безопасности автомобилей люди стали, проездив на них ни один десяток лет. Идея о том, что перед запуском модели в серию ее можно и даже нужно разбить, реализовалась только в 70-е годы прошлого века. Пионером с разбитым «лицом» стал в 1974 году Mercedes-Benz ESV 24. Ему устроили первый краш-тест фронтального столкновения на скорости 65 км/ч. Тогда же, в 1970-х годах возникли и первые организации, тестирующие машины на безопасность.
В Западной Европе модели тестируются Европейской организацией EuroNCAP. Благодаря своим объективным тестам, компания помогает концернам создавать все более надежные машины, а государственным органам реализовывать программы безопасности, как для водителей, так и для пешеходов. Вопросы сотрудничества и новых идей автоконцерны, EuroNCAP и представители государства обсуждают в клубе FIA, который и объединил эти организации.
В США краш-тесты проводят две организации: National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA), делающая тесты для огромного числа автомобилей американского рынка с помощью американской версии (NCAP). Еще есть организация, работающая в интересах страховых компаний: Insurance Institute Highway Safety (IIHS). Она достаточно новая даже на западном рынке.
В Японии национальная организация National Organization for Automotive Safety Victims Aid (NASVA-OSA) спонсирует проведение тестов Japanese NCAP для наиболее популярных на японском рынке моделей автомобилей.
В России пока не созданы компании, проводящие краш-тесты для машин, хотя поводов для этого на сегодня предостаточно. Помимо отечественного автопрома, сложилась необходимость тестировать иностранные автомобили, произведенные в России. Единственной российской организацией, которая разбивает автомобили, чтобы проверить их безопасность, является автоиздание «АвтоРевю». За что им отдельное автомобильное и гражданское спасибо.
В Европе, Америке и Японии системы активной и пассивной безопасности автомобилей постоянно совершенствуются. Так или иначе, все они, скорее всего, когда-то будут устанавливаться серийно или опционально на выпускаемые и продаваемые в развитых странах автомобили. Некоторые идеи настолько инновационные, что их реализация в ближайшие годы находится под большим вопросом. Но тот факт, что люди постоянно занимаются безопасностью водителей, пассажиров и пешеходов, не может не радовать. Расстраивает лишь одно — эти люди не живут в России. Но т.к. рано или поздно все эти «безопасные нововведения» дойдут до нас в лице новых безопасных автомобилей, производимых за рубежом, не лишним будет узнать, что нового придумали автопроизводители в вопросах безопасности.
Заносов нет
Так уж повелось, что европейцы заботятся о безопасности больше всех. Жители Старого Света постоянно повышают требования к безопасности автомобилей, которые колесят по их дорогам. И вот с февраля этого года Euro NCAP ужесточила требования к безопасности автомобиля и ввела новый критерий оценки — наличие системы стабилизации в базовом оснащении. Европейский парламент в знак поддержки и солидарности в вопросах автобезопасности принял решение обязать к концу 2011 года устанавливать противозаносную систему ESP на все без исключения новые легковые автомобили, внедорожники и коммерческие фургоны. А с 2014 года в Европе и вовсе будет запрещена продажа машин без ESP. И никаких демонстраций, протестов и даже просьб отложить этот запрет у европейских автопроизводителей нет, ибо уже сейчас 50% продающихся в Европе легковых автомобилей и внедорожников уже имеют ESP.
Понять, почему Европарламент принял такое радикальное решение, можно, узнав статистику. А она показывает, что автомобили с противозаносной системой имеют намного меньше шансов попасть в аварию на дороге. По данным компании Bosch, которая создала первую такую систему еще в 1995 году, ESP способна спасти автомобиль от аварии при возникновении заноса в 80% случаев.
Жесткая крыша
Национальная администрация безопасности дорожного двишения США (NHTSA) тоже решила ужесточить требования к автомобилям, но реализуемых на рынке Нового Света. Американцы увеличивают прочность крыш. Например, крыша автомобилей весом до 2,7 тонны по новым правилам при аварии должна выдерживать давление, в три раза превышающее массу самой машины. А для автомобилей, весящих свыше 2,7 тонны, крыша должна будет выдерживать массу в 1,5 раза превышающую массу машины.
Конечно, увеличение прочности напрямую отразится на цене автомобилей. Но в NHTSA превыше всего ценят жизни простых американцев. Например, было подсчитано, что жесткие крыши спасут от смерти за год 135 американцев, а от травм спасут и того больше — свыше 1000 человек в год. Новые нормы вступят в силу через три года, но первое время будут носить чисто рекомендательный характер. Но уже в 2017 году все автомобили выпускаемые и реализуемые в Америке будут иметь прочные, жесткие крыши.
«Ах ты, моя душечка, белая подушечка».
«За тебя рукой держусь, на тебя щекой ложусь»... Если при аварии все было бы также безоблачно как в стихотворении Михалкова. Безусловно, подушки безопасности спасают жизнь миллионам автомобилистов, но не секрет, что порой сами подушки травмируют водителя и пассажиров. Бороться с этим небезопасным эффектом решили японцы из Honda. Они представили новую водительскую подушку безопасности i-SRS, которая, по заявлениям работников компании, серьезно отличается от ранее известных нам подушек. Новая подушка от Honda работает гораздо эффективней старых подушек. Во-первых, она раскрывается быстрее. А, во-вторых, специально созданная компьютерная программа позволяет подушке раскрываться каждый раз по-разному в зависимости от силы удара. Эта программа и убережет водителей от травм, которые можно получить от самой подушки.
Вибропедали
Другая японская автокомпания Nissan недавно продемонстрировала предварительную версию своей новой технологии безопасности. Она призвана предупреждать водителя о возможности столкновения и при необходимости брать управление автомобилем на себя во избежание этого самого столкновения. Инженеры компании говорят, что система спроектирована так, что пытается увести автомобиль от столкновения либо снижает скорость, если уклониться от столкновения невозможно. Помимо этого система постоянно отслеживает пространство вокруг автомобиля и способна заблокировать предпринимаемое водителем перестроение в другой ряд, если в этом ряду в мертвой зоне движется другой автомобиль или мотоциклист. Если во время движения по шоссе вы прижметесь слишком близко к впереди идущему автомобилю, то система подаст вам сигнал путем легкой вибрации педали акселератора. Такую же вибрацию вы ощутите, если кто-то начнет «прижимать» вас сзади.
Вибрирующие педали — ход интересный. Хотя не сиденье же надо делать вибрирующим. А то так, глядишь, и вся прекрасная половина автомобилистов станет опасно прижиматься к впереди идущим машинам. Ладно, вибрирующие педали — лишь пол беды, а что делать в ситуации, когда автомобиль будет сам рулить и тормозить, да еще к тому же не давать совершать некоторые маневры, считая их опасными? Инженеры «Ниссана» говорят, что решение всегда остается за водителем, а система лишь будет подсказывать ему. Благодаря новой системе безопасности Nissan планирует к 2015 году сократить количество ДТП на дорогах с участием своих автомобилей вдвое.
Безопасность пешеходная
К подушкам безопасности внутри автомобиля мы уже привыкли. А вот подушки снаружи автомобиля — это что-то новенькое. Именно такие изобрели специалисты Крэнфилдского университета, который находится в Англии.
Внешняя подушка безопасности предназначена для пешеходов. Дело в том, что по статистике, треть из погибших пешеходов умирают от травм головы при ударе о лобовое стекло или боковые стойки. Согласно новой разработке в нужный момент срабатывает датчик и по команде электроники из-под капота в районе лобового стекла появляется подушка безопасности в форме подковы. По мнению разработчиков системы, новая подушка сможет уменьшить уровень травматизма в подобных ДТП на 50%. Подобные подушки появятся на серийных автомобилях только лет через пять, но, наверняка, рано или поздно они станут такими же обязательными средствами безопасности, как те, к которым мы уже привыкли.
В Германии тоже заботятся о пешеходах. Немецкая статистика показывает, что в 40% несчастных случаев с участием пешеходов водитель просто не видит человека до столкновения, а 25% из ДТП, в которые попадают дети, происходят потому, что те внезапно оказываются на дороге. В BMW решили бороться с печальной статистикой. Три последних года компания совместно с правительством Германии и местными институтами занималась разработкой системы AMULETT.
Active mobile accident avoidance and mitigation of accident effects through cooperative data acquisition and tracking technology — этот набор букв переводится как «мобильное устройство активного предотвращения несчастного случая с помощью получения и накопления данных». Задача устройства — обеспечение безопасности пешеходов за счет постоянного обмена данными между бортовой системой автомобиля и радиопередатчиком, который можно встроить, например, в мобильный телефон.
Сигнал от бортовой системы автомобиля поступает на радиопередатчик, а тот, в свою очередь, передает в ответ сведения об идентификации. Обмениваясь данными таким образом, бортовая система определяет расстояние, на котором находится пешеход от автомобиля. При опасной ситуации электроника оповещает водителя о недопустимой близости с пешеходом, а в случае, если водитель не против в эту близость вступить, AMULETT действует самостоятельно, избегая столкновения с прохожим. Система до сих пор находится в стадии разработки, и до внедрения ее в повседневную жизнь даже европейцев еще очень далеко. Важно, чтобы система могла адекватно распознавать нужные сигналы и отсеивать лишние. В том числе и над этим сейчас трудятся баварские специалисты.
Опасная Россия
Каждый раз, читая сообщения о новых системах безопасности, изобретаемых и вводимых в других странах, я с сожалением думаю о том, что до времени, когда они станут обязательными в России, мы, видимо, не доживем. Печально читать о том, что, в то время как импортные автомобили становятся все безопасней, в Тольятти рабочие из новых Lada Priora воруют подушки безопасности, чтобы продать их на черном рынке. Печально видеть, как мы цепляем на свои джипы «кенгурятники», не задумываясь, что случится с человеком, которого, не дай бог, сбить этой убийственной рамой. Уверен, что многие ухмыльнулись, читая о системе, которая не дает поджать плетущуюся впереди блондинку или лихо перестроиться в соседний ряд, подрезав какого-нибудь «чайника» с восклицательным знаком стекле. Представьте на месте блондинки свою жену или маму, а на месте «чайника» своего сына, — ухмылка пропадет.
Призывать не покупать опасную ВАЗовскую классику также глупо, как мечтать о том, что при нашей жизни русские автомобили будут на равных конкурировать с каким-нибудь «Мерседесом». Хотя мечта достойная. И, подытоживая, хочу напомнить всем о том, что, управляя повышенным средством опасности, безопасность этого средства в том числе зависит и от вас. Перефразировав народную мудрость в автомобильную, скажу так: на подушку надейся, а сам не гоняй.