Замена масла. Что? Где? Когда?
Сколько уже было написано и сказано о замене масла, а вопросы у автомобилистов каждый раз одни и те же: Что лить? Где это делать и когда? Что Переоценить роль моторного...
Сколько уже было написано и сказано о замене масла, а вопросы у автомобилистов каждый раз одни и те же: Что лить? Где это делать и когда?
Что
Переоценить роль моторного масла в работе двигателя сложно. В отличие от трансмиссионных масел и пластичных смазок моторным маслам приходится трудиться в адских условиях. Если первые работают в среде относительно однородной, с более-менее постоянными температурой, давлением и нагрузками, то моторным маслам приходится одинаково эффективно проявлять себя и в жару, и в холод, и при малых оборотах, и когда стрелка «работает» в красной зоне тахометра.
Среди всех возложенных на моторные масла функций, можно выделить 4 основных:
образовывать прочную тончайшую пленку на поверхностях трущихся деталей, исключая тем самым прямой контакт деталей поверхностными микронеровностями и, как следствие, задир поверхностей; отводить тепло, образующееся в результате сгорания топлива и трения; охлаждать детали двигателя; предотвращать образование нагара и лакообразных отложений; предотвращать коррозию деталей двигателя.
Моторные масла разные и, соответственно, справляются с этими функциями тоже по-разному. По составу моторные масла подразделяют на три основных вида: минеральные; полусинтетические; синтетические.
Минеральные масла отличаются приемлемым качеством и небольшой стоимостью, но имеют достаточно узкий температурный диапазон применения. При воздействии высоких температур они достаточно быстро разрушаются, образуя не только нагары и шламы, но и изменяя характер действия пакетов присадок. Применение «минералки» целесообразно разве только на старых автомобилях.
Полусинтетические масла производятся на основе высококачественных минеральных масел с добавлением синтетических компонентов и являются своеобразных компромиссом между «минералкой» и «синтетикой». Полусинтетическое масло более дешевое, чем полностью синтетическое, и обладает лучшими эксплуатационными характеристиками, чем минеральное. Применять полусинтетику целесообразно в умеренном климате при умеренных нагрузках.
Синтетические масла разработаны для современных бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, включая спортивные модели, работающие в условиях высоких скоростей, температур и нагрузок. Они позволяют развить максимальную мощность автомобиля и при этом экономить топливо, обеспечивая эффективную защиту двигателя.
Применение «синтетики» оправдывает себя там, где условия эксплуатации далеки от идеальных: низкие и высокие температуры, большие нагрузки на автомобиль, т.е. как раз в условиях, в которых мы с вами и используем наши автомобили.
Чтобы не быть голословными, рассмотрим результаты теста популярного синтетического моторного масла Shell Helix Ultra, проведенного одним из авторитетных журналов. Тест показал, что это моторное масло, во-первых, обеспечивает максимальную очистку двигателя. Это достигается за счет специальных моющих присадок, активно очищающих поверхности двигателя и обволакивающих частицы вредных загрязнений и отложений.
Во-вторых, масло отличается необычайно длительной устойчивостью к окислению, что гарантирует двигателю повышенную защиту от изнашивания. Во время исследований на термоокислительную стабильность Shell Helix Ultra раскрыло свой потенциал, показав наименьшее изменение кинематической вязкости после первого часа работы, и заняло первое место в своей эксплуатационной группе. После трех часов тестов масло не утратило своей лидирующей позиции. По окончанию теста в резюме по Shell Helix Ultra было отмечено, что масло показало отличные результаты по сопротивляемости вредному воздействию окисления, и его можно смело рекомендовать для продолжительной эксплуатации.
Можно было бы усомниться в результатах теста, но есть два факта, которые заставляют доверять этой марке. Во-первых, Shell является техническим партнером команды Ferrari в гонках Формулы-1 вот уже более 60 лет. Shell Helix Ultra – единственное моторное масло, рекомендованное Ferrari. Во-вторых, уже более 10 лет концерн «Shell» является поставщиком смазочных материалов для компании DaimlerChrysler. Во все автомобили Mercedes-Benz, cходящие с конвейера на заводах DaimlerChrysler заливается моторное масло Shell Helix.
Где
Моторному маслу нужна чистота. Замена масла в двигателе, а также долив должны производиться в чистом помещении. Поэтому лучше всего менять масло в специализированных центрах замены масла, где созданы все условия для качественной замены.
Даже если вы мастер на все руки, некоторых проблем при самостоятельной замене масла вам все равно не избежать. Во-первых, работа эта в прямом смысле грязная. Если даже вы аккуратны и точны, как хирург, что-то отмывать от масла все-таки придется. Хотя бы ведро, в которое сливается отработанная жидкость. Во-вторых, сомневаюсь, что при самостоятельной замене отработанное масло правильно утилизируется. Конечно, если «зеленые» - ваши заклятые враги, то вылить «отработку» в ближайшую канаву для вас не проблема, но это как минимум нецивилизованно.
А некоторые современные автомобили вообще не имеют привычного нам сливного отверстия в двигателе. Такая конструкция служит именно для того, чтобы люди сами не меняли масло, как попало, а делали это на специализированных станциях, где масло откачивают профессионалы специальным оборудованием. И этот подход как раз можно назвать современным и цивилизованным.
— Меняя масло в центре экспресс-замены масла, водитель выигрывает в нескольких моментах, — говорит управляющий красноярскими центрами экспресс-замены масла Shell Helix Игорь Богданенко. — Во-первых, экономия времени. Наши специалисты меняют масло в двигателе за 10 минут. Человек даже чашку кофе не успевает допить в зоне отдыха, как его автомобиль уже готов к эксплуатации. К тому же, не надо ездить по магазинам в поисках масла и фильтра. Приехав на станцию, водитель может выбрать подходящее масло и фильтр на месте. При этом он всегда получит необходимую консультацию, если сомневается. Во-вторых – гарантия качества выполняемых работ. Замена масла выполняется на профессиональном оборудовании специалистами, каждый из которых прошел обучение и имеет сертификат, подтверждающий это. В-третьих, цена. Во всех центрах экспресс-замены масел Shell Helix можно залить разливное фирменное масло. Оно стоит дешевле, чем если покупать канистру в магазине. А сама работа по замене масла в двигателе обойдется всего в 50 рублей.
Конечно, мы не навязываем никому эту позицию, и если самостоятельная замена масла для вас сравнима с отдыхом на лазурном побережье, то никто и ничто не заставит вас ехать на станцию. Но думается, что скоро стояние с тазиком в гаражной яме станет таким же анахронизмом, как мойка автомобиля своими руками.
Когда
Этим вопросом задается каждый автомобилист. Профессионалы дают вполне очевидный ответ: масло следует менять в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Производитель двигателя — единственный, кто вправе определять это. При этом он исходит из возможности использования масла, качество которого едва-едва удовлетворяет требованиям соответствующих спецификаций. Обычно рекомендуется либо определенный пробег, либо временной интервал. В неблагоприятных условиях (их перечень также можно найти в инструкции) масло следует менять чаще.
— Наши красноярские условия эксплуатации автомобиля можно охарактеризовать как эстремальные, — говорит Игорь Богданенко. — В первую очередь это связано с большими и резкими перепадами температур от -40 до +30 градусов.
К таким условиям эксплуатации относят:
Езда в горной местности и буксирование прицепа; Эксплуатация автомобиля в условиях запыленного или загрязненного воздуха; Пробки и режим "старт-стоп"; Регулярные поездки на короткие расстояния; Низкое качество топлива; Нерегулярное использование автомобиля.
Рядом с большинством этих факторов каждый из нас может поставить «плюс». По словам Игоря Богданенко, при таких условиях, рекомендуемое расстояние для замены масла в бензиновых двигателях составляет 10 000 км и 5000-7000 км – для дизельных.
Если же вы покупаете масло, производитель которого указывает, что его масло обеспечивает больший пробег, то это не более, чем рекламный ход, который подчеркивает высокое качество масла, и то, что оно значительно превосходит требования общепризнанных спецификаций. Такое масло, безусловно, хорошее, но не стоит пренебрегать сроками его замены.
Надеемся, что этим ликбезом мы сняли некоторые вопросы по поводу того, что, где и когда заливать в двигатель своего автомобиля. Вовремя обслуживайте мотор, чтобы он как сыр — всегда в хорошем масле катался.