Нано для авто
Будущее за нанотехнологиями. Об этом в последнее время постоянно говорят по телевизору и пишут в газетах. Даже хитрый Чубайс «выменял» «энерго» на «нано»....
Будущее за нанотехнологиями. Об этом в последнее время постоянно говорят по телевизору и пишут в газетах. Даже хитрый Чубайс «выменял» «энерго» на «нано». Нанотехнологии успешно внедряют в абсолютно разных областях, повышая эффективность, снижая затраты, улучшая характеристики. Не мог мир «нано» обойти стороной и автомобили.
Для тех, кто ничего и никогда не слышал про нанотехнологии, скажу цитатой, что это «совокупность методов и приемов, обеспечивающих возможность контролируемым образом создавать и модифицировать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, хотя бы в одном измерении, и в результате этого получившие принципиально новые качества, позволяющие осуществлять их интеграцию в полноценно функционирующие системы большего масштаба».
Интересуясь всем новым, а в том числе и нанотехнологиями, я наткнулся на довольно старую, но до недавнего времени неизвестную мне информацию: в августе 2001 года автомобиль ВАЗ проехал 900 км (от Москвы до Санкт-Петербурга) без моторного масла. «Да не может быть!» — наверняка подумали вы. Так же подумал и я. Оказалось, что этот «безмасляный пробег» устроила компания «Нанопром», чтобы проверить свой продукт «Форсан», работающий по принципам нанотехнологий. Следующей целью было разобраться, что это за компания «Нанопром», и что за чудо-продукт она производит.
Выяснить удалось следующее: компания «Нанопром» — поставщик решений в области ресурсо/энергосбережения в промышленных приложениях для машин и механизмов, в том числе с использованием технологии нанокерамики «Форсан».
«Нанопром» обеспечивает сокращение затрат на содержание комплексов машин и механизмов, снижает простои, связанные с плановым и аварийным выходом из строя оборудования. Компания провела испытания и уже внедрила свои технологии на предприятиях различных отраслей, включая такие компании как Роснефть, Лукойл, СУЭК, Навоинский ГОК, Московское речное пароходство, Адмиралтейские верфи, Балтийский флот, Росводоканал, Мострансавто, Мосгортранс, Тутаевский Моторный завод и многие другие. Такой солидный перечень клиентов заставил меня отнестись к разработкам «Нанопрома» более чем серьезно, и я продолжил «копать».
Настало время перейти к «Форсану» — продукту и технологии, которые и позволили автомобилям проехать 900 км без моторного масла. Этот продукт смешивают с маслом вашего двигателя, затем в течение определенного времени двигатель работает на холостых оборотах, а на поверхностях пар трения формируется защитный металлокерамический слой, обладающий наноструктурой. Именно благодаря своей наноструктуре сформированный защитный металлокерамической слой обеспечивает упрочнение поверхности в несколько раз , а снижение трения в несколько десятков раз.
После фразы о том, что «Форсан» изначально добавляется в масло, многие начинают ошибочно полагать, что это присадка. Но это в корне неверно. Любые присадки выполняют функцию улучшения качества масла, в которое они заливаются. После замены масла присадки уходят из системы смазки. Нанокерамика «Форсан» — это совсем другая технология, где масло играет лишь роль транспортной среды, через которую активные частицы нанокерамики поступают к металлическим поверхностям, не вступая ни в какое взаимодействие с моторным или трансмиссионным маслом. На молекулярном уровне нанокерамика «Форсан» срастается с металлом, образуя на нем сверхпрочный защитный металлокерамический слой, то есть пара трения «металл-металл» заменяется парой трения «керамика-керамика». Поэтому после неоднократной замены масла нанокерамика продолжает работать в двигателе автомобиля.
Исследования «Нанопрома» показали, что металлокерамический слой иногда способен эффективно работать и сохранять свои заявленные параметры до 100 000 км пробега. Но, учитывая различную степень эксплуатации и соответственно нагрузки автомобиля, компания рекомендует делать регулярную обработку нанокерамикой каждые 50 000 км. Это позволяет увеличить пробег автомобиля без капитального ремонта в 3-5 раз.
В числе преимуществ также уменьшение расхода топлива и масла и увеличение компрессии в цилиндрах. Двигатель начинает меньше расходовать горючки по двум причинам. Во-первых, повышается качество сгорания топлива из-за восстановления геометрических параметров цилиндропоршневой группы и очистки поршневых колец. А, во-вторых, снижается трение в основных узлах двигателя, таких как трение поршня и поршневых колец о стенки цилиндра, трение коленчатого вала, распределительного вала в подшипниках скольжения. Уменьшение расхода масла на угар происходит по тем же причинам, и по ним же увеличивается компрессия в цилиндрах.
Несомненно, к плюсам можно отнести и небольшое, но все же увеличение мощности двигателя. Индикаторная мощность двигателя увеличивается за счет повышения качества сгорания топлива, а из-за снижения трения уменьшается мощность механических потерь. В итоге мы получаем увеличение эффективной мощности.
«Заявить можно все, что угодно» — подумал я, прочитав об этих суперэффектах, и начал искать конкретные тесты «Форсана» с конкретными цифрами. На сайте «Нанопрома» www.nanoprom.ru таких нашлось немало. Любой может ознакомиться с документацией тестов, проведенных на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте, а также на станках и различном оборудовании. Например, специалисты Московского государственного университета путей сообщения предложили для эксперимента обработать изношенные двигатели пяти локомотивов из подмосковных депо. Такой подход выбран не случайно. Если уж «Форсан» решит проблемы многотонных загубленных долгой эксплуатацией дизелей, то справиться с автомобильным мотором – куда легче. Диагностику локомотивных агрегатов проводили до и после обработки препаратом в течение 14-ти месяцев. Раз в три месяца – контрольные замеры всех параметров.
Почти при полной эксплуатационной загрузке локомотивных дизелей в течение 14 месяцев зазоры в шатунных и коренных подшипниках не увеличились. Состояние цилиндров и поршневых колец позволило сделать вывод: износ полностью прекратился. Депо получило возможность серьезно отодвинуть сроки капремонта дизелей, а в ряде случаев и вовсе заменить эту дорогостоящую операцию на планово-предупредительную обработку «Форсаном». Компьютерная обработка результатов теста показала – ресурс дизелей увеличился на 60%.
Результаты эксперимента в конкретных цифрах выглядят так:
Средний удельный расход топлива снизился на 17,5%. Вибрация снизилась на 40%. Температура уходящих газов всех цилиндров выросла в среднем на 40°С. Давление масла выросло в среднем на 0,01МПа.
А что касается автомобилей, то, пожалуй, самый эффектный пример — это эксперимент с поездкой из Москвы в Петербург вообще без моторного масла, о котором мы говорили в начале. Люди, как известно, падки на всякого рода зрелища, а сухие цифры документации эффектно действуют далеко не на всех. Поэтому автомобиль, работающий без масла, наиболее наглядно и эффектно демонстрирует эффективность работы нанокерамики «Форсан». Мотор обработали нанокерамикой «Форсан», затем слили все масло и поехали. За счет наращивания в зонах трения нанокерамического слоя, произошло упрочнение поверхностей и снижение трения в десятки раз. Благодаря снижению трения автомобиль способен справляться с экстремальными нагрузками, в том числе в режиме работы без масла. Это и позволило автомобилю проехать 900 км без масла и установить рекорд, который теперь занесен в книгу «Рекордов России».
Нанокерамика «Форсан» совместима со всеми типами масел, не меняет их вязкости и других физико-химических свойств, при этом масло выступает в роли транспортной среды, обеспечивающей доставку активного материала на металлические поверхности пар трения. «Форсан» можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Кстати, обрабатывать можно не только двигатели, но и другие металлические узлы трения автомобилей, мотоциклов и другой техники вплоть до какой-нибудь бензопилы.
О надежности нанокерамики «Форсан» говорит, тот факт, что вся она застрахована компанией «Росгосстрах-Столица» на общую сумму 20 000 000 долларов в рублевом эквиваленте. Страховой полис выдается при покупке комплекта на обработку двигателя, Таким образом, Страховой полис покрывает ущерб связанный с возможными недостатками технологии Forsan, что само по себе является дополнительным подтверждением качества состава. Но, кстати, пока ни одного случая страхового обращения зарегистрировано не было, потому что нанокерамика — штука не только надежная, но и безопасная.
В Красноярском крае официальным дилером «Форсана» является компания «Карэкс». Компания занимается как продвижением нанокерамики, так и ее реализацией и обработкой деталей автомобилей. Но основную ставку компания делает на сотрудничество с автосервисами. Так, недавно ООО «Карэкс» заключило договор с компанией «Хендэ Красноярск», официальным дистрибьютором коммерческой техники Hyundai в Красноярске.
— Мы заключили партнерское соглашение с компанией «Карэкс», — рассказывает Константин Иванович Колесников, генеральный директор компании «Хендэ Красноярск». — Мы предлагаем нашим клиентам, покупающим и обслуживающим у нас технику Hyundai, обрабатывать их двигатели и коробки передач нанокерамикой «Форсан». Это делает работу наших и без того качественных и надежных коммерческих автомобилей еще более эффективной. К тому же сейчас мы расширили список услуг нашей сервисной службы и занимаемся ремонтом не только коммерческой техники Hyundai, но также обслуживанием легковых и грузовых автомобилей других марок. Мы лично убедились в преимуществах обработки ДВС и КПП нанокерамикой «Форсан» и сейчас включили ее в список наших услуг.
После тщательного изучения технологии обработки узлов автомобиля нанокерамикой, просмотра тестов в интернете, я обработал двигатель и своего автомобиля. Кстати, советую не покупать «Форсан» где попало, а делать это либо у официальных представителей «Нанопрома», либо вообще проходить обработку в сервисах, которые сотрудничают с ними. Я, например, просто позвонил в ООО «Карэкс» и их механик сам подъехал в удобное мне место и обработал двигатель автомобиля, выдал гарантию и сервисную карточку.
За моим теперь уже личным экспериментом с интересом наблюдают друзья и знакомые, которым я уже успел рассказать о свойствах этой технологии. В том, что она работает я хочу убедить их на своем личном примере.