Когда автомобиль искусство
Штрих за штрихом, деталь за деталью — и вот с помощью художника на поверхность автомобиля, мирно прикрыв глаза, улеглась пантера. Глядя на грацию и природную...
Штрих за штрихом, деталь за деталью — и вот с помощью художника на поверхность автомобиля, мирно прикрыв глаза, улеглась пантера. Глядя на грацию и природную красоту ее очертаний, вдруг осознаешь, что если кто-то сейчас нарушит тишину, — в распахнувшихся глазах этой темной дьяволицы тут же зажжется зеленый огонь, и нарушитель спокойствия явно пожалеет о своем поступке. Но несмотря на шум города, она все также спит.
Примерно такие эмоции вызывает аэрография — искусство, созданное в далекой Америке и распространившееся по всему миру, искусство, доступное каждому.
Что есть что
Аэрография (по-другому Аirbrushing или Custom Painting) сейчас — это направление в изобразительном искусстве, обусловленное использованием аэрографа, как основного инструмента художника.
Аэрографические рисунки наносят с помощью специального инструмента, именуемого аэрографом. Его простейшим прообразом можно считать пульверизатор, потому что основной принцип при использовании этих изделий схож: сжатый воздух при выдувании засасывает и распыляет краску. Но не стоит думать, что современные аэрографы настолько просты. Вовсе нет. По своим характеристикам они ушли далеко вперед от простого пульверизатора. Примерно настолько, насколько современный «Мерседес» опередил в своем развитии советский «Запорожец».
Современные аэрографы могут не просто распылять краску, как их прадеды – аэрографы, но и в широком диапазоне контролировать распыл, что позволяет не только набрызгивать фон, но и производить точные работы, ювелирно дозировать подачу краски и рисовать тончайшие линии. Есть даже модели, позволяющие работать сразу с несколькими цветами. Такая высокотехнологичная техника позволила обогатить арсенал приемов для художника–аэрографиста и разнообразить список наносимых аэрографий.
Экскурс в историю
Официально считается, что аэрография в ее современной интерпретации, зародилась на территории США.
Толчком, ускорившим развитие этого вида искусства, стало изобретение первого в мире аэрографа. Спасибо за это надо сказать господину Абнеру Пилеру, который создал первый аэрограф в 1879 году и вскоре удачно продал его братьям Уолкап за 700 долларов — деньги немалые, скорее астрономические, по тем временам. Хотя надо признать, что прадедушка современного аэрографа был тогда весьма неказист на вид и сделан из куска дерева, оловянной ложки, иголки и нескольких паяльных трубок. Но красил он ровненько. И поэтому предприимчивые братья вскоре основали фирму Airbrush Manufacturing Company и завертели весьма прибыльное дело.
В первую очередь в 20-х годах прошлого века аэрограф применяли для ретуши фотографий, но вскоре началась эра рекламы, хромированных автомобилей, кинематографа — и устройством пользовались уже везде, где только можно.
Не обошла аэрография и мир автомобилей. Но первыми из транспортных средств рисунки аэрографии примерили мотоциклы Harley Davidson. На автомобилях же аэрографические элементы первыми стали применять гоночные команды. На их болиды наносились рисунки завоеванных кубков, информация о спонсорах, изображения животных и т.д. Но вскоре дельцы от автоспорта смекнули, что каждый квадратный сантиметр на гоночном автомобиле может приносить дополнительную прибыль как рекламная площадка, и сейчас практически вся информация, которую мы можем увидеть на спортивных автомобилях, носит исключительно коммерческий характер, и обычно рекламирует тот или иной бренд. Довольно скоро аэрографию на капотах спортивных машин заменили цветастые наклейки – так проще менять рекламные изображения от гонке к гонке. И только самые важные (и соответственно хорошо проплаченные) изображения брендов, бывает, наносят таким способом.
Но, несмотря на изгнание аэрографии из спорта, ее развитие не остановилось. Простые автовладельцы, конечно же, не могли не заметить столь необычного способа выделиться, и уже в 20-х годах двадцатого же века в США стали появляться автомобили с рисунками на кузове. Они не отличались большой оригинальностью. Основными темами были орлы, лошади, языки пламени.
Но тут наступил перерыв на время Второй Мировой войны. Хотя аэрография все же не потеряла своей востребованности, но на время ее развитие остановилось.
Особый подъем Аirbrushing приобрел в 60-е. Это было время хиппи. Тогда каждый уважающий себя «хиппарь» считал своим долгом как-то обозначить свой автомобиль, нанеся на кузов рисунок.
Европу же волна зазлестнула только в 80-е годы, а до нас она докатилась только в начале в 90-х. Конечно же, этому факту не стоит удивляться: тогда, чтобы выделяться из общей массы, достаточно было просто стать владельцем автомобиля, не говоря уже про иностранные марки. Через некоторое время автомобили перестали быть роскошью, и самовыражение их владельцев устремилось совсем в другую сторону.
В России, да и в странах бывшего СНГ, начиналось всё просто: на поверхность авто клеили изображения орлов, драконов, змей, акул, дельфинов и прочей живности. Потом пришло время другой анималистики: машины-леопарды, - зебры,- черепахи. Аэрография ждала долго, потом кое-где в одиноких гаражах стали появляться мастера, наносившие изображение по трафаретам с примитивного краскопульта. От агрессивно ярких и броских рисунков произошел переход к принципу соблюдения цветового баланса с общей окраской автомобиля. К отдельному изображению лишь на одном из элементов машины серьезно теперь никто не относился, ценилось создание единого образа на кузове автомобиля. По-прежнему не теряли популярность животный и растительный мир, фантастические сюжеты и природные явления.
Так же в середине 90-х были популярны разнообразные опасные пресмыкающиеся, фантастические и реальные; копии сюжетов известных художников, чаще всего Сальвадора Дали или Бориса Валеджио. Аэрография тогда нашла отклик в умах и сердцах автолюбителей и укрепилась на территории нашей страны, как особый вид внешнего тюнинга автомобиля.
От теории к практике
Многие из нас часто задумываются, как же предать своему «любимцу» индивидуальности? Как выразить в нем себя, свой характер? Быть может доработать систему выпуска автомобиля, навешав выхлопные трубы диаметром с канализационный люк, чтобы пугать прохожих и старушек в маршрутках? Банально. Уже было. Поставить «саб», поднять уровень звука на ступеньку выше? Ладно, оценят. Правда, если попадут в салон авто. Все-таки с открытым окном в нашу морозную сибирскую зиму особо не поездишь, потому что «снеговик» за рулем – далеко не самое статусное зрелище.
Перебрав, таким образом, массу вариантов доводки авто автовладельцы обычно приходят именно к аэрографии. Ведь только с ее помощью автомобиль приобретает уникальность.
«С чего же начать?» — спросит меня читатель.
Процесс аэрографии заключается в следующем:
Выбираем студию или народного умельца. Какие-либо рекомендации здесь давать сложно, т.к. кто-то ищет студию в Интернете, кто-то основывается на мнении знакомых. В любом случае скажем одно, выбранная студия должна обладать хорошей технической базой и иметь окрасочную камеру. Данная рекомендация связана с тем, что многие современные материалы изготавливаются для сушки, именно, в специальной камере.
Создание эскиза. Это фотография автомобиля с наложенным на него изображением желаемого рисунка. Как правило, предпочтительнее приехать в студию, чтобы была возможность сфотографировать машину. Далее рисунок при помощи графического редактора наносится на фото автомобиля. Это позволит гарантировать, что на эскизе будет именно такая машина, и при выборе вы получите максимальную наглядность. При хорошем исполнении эскиза вы сможете увидеть все нюансы будущей работы: блики, оттенки и тени.
После создания эскиза машина поступает в работу. Это означает подготовку окрашиваемой поверхности и самого авто (автомобиль тщательно моют и обезжиривают, с него снимаются все необходимые съемные элементы: резинки, бамперы, наклейки, а остальные укрываются, во избежание их загрязнения в процессе нанесения рисунка).
После этого машина «матируется». Нет, аэрографист не покрывает ваш автомобиль «национальными вербальными русскими образами». На профессиональном сленге автохудожников это означает всего лишь мелкое нарушение целостности лакокрасочного слоя. Он, кстати, вопреки расхожему мнению не удаляется, а просто «царапается» абразивными материалами. И каждая нанесенная царапинка имеет такую глубину, что если бы она была одна, то человеческий глаз не смог бы ее различить. Но за счет того, что царапин тысячи на квадратный сантиметр, поверхность деталей становится матовой, шероховатой, и. перестает отражать свет. Именно за эти искусственно нанесенные царапинки в последствии и будет цепляться краска будущего рисунка, а затем и новое лаковое покрытие. Еще хотелось бы отметить, что толщина царапин такова, что если по какой-то причине, на этом этапе вы захотите отказаться от рисунка, машину можно вернуть в первозданное состояние в течение часа. Достигается это за счет того, что царапины совсем неглубокие и обычная полировка возвращает лаку его первоначальный блеск и прозрачность, и вы получаете новую лакированную поверхность, как после стандартной абразивной полировки.
Нанесение утвержденного эскиза. С этого момента этапа вы и художник должны плотно взаимодействовать, так как наверняка вы уже примерно знаете, что хотели бы видеть на своем автомобиле. На этом этапе необходимо отметить, что заказчику желательно появляться в студии хотя бы каждые 2-3 дня, т.к. предпочтительно следить за процессом создания рисунка. Возможно, вы захотите внести новые коррективы или что-то поменять. Или даже сам автохудожник в процессе изготовления эскиза может предложить вам свое виденье, опираясь на свой творческий опыт, законы композиции, компоновки, законы света, светотеней, теней, общие каноны живописи.
Лакировка. После нанесения рисунка поверхность следует защитить, и это является не менее важным шагом. Деталь, на которую наносился рисунок, покрывается лаком и далее полируется. Получается новая, сверкающая поверхность вашего обновленного автомобиля.
После кропотливой работы по разборке, подготовке к покраске, покраски, лакировки и шлифовки, происходит сборка транспортного средства (установка демонтированных деталей) и передача его заказчику.
О страхах и мифах
Как мы знаем, часто все новое и необычное встречается в штыки и обрастает «ужастиками». Естественно, не обошел этот процесс и мир аэрографии. Что ж попробуем разобраться в этом вопросе.
Миф первый: «Аэрография – это дорого!»
Отчасти, конечно же, это так. Но это искусство, а стоить дешево оно по определению не может.
— Существует четыре основные ценовые категории на аэрографические изображения, – делится с нами Мария Волчкова, художник, аэрографист автостудии Taipan. — Рассмотрим их. Первая — это когда на автомобиль наносится что-то вроде небольшого рисунка, похожего на татуировку для автомобиля. Вторая — это столь популярный у нас в стране «животный мир». Третья — это нанесенные люди и города, а также изображения стиля «механо». Ну и последняя — это так называемая аэрография с «3D-эффектом». Она же самая сложная при выполнении и, соответственно, дорогая. Но пугаться «денежного вопроса» не стоит, так как цена устанавливается строго индивидуально для каждого клиента и слагается из огромного числа индивидуальных особенностей создаваемого рисунка. Ведь аэрографию можно наносить и внутри салона, например, на панели и другие элементы, выполненные из пластика. Поэтому нет единого прайса на выполняемые работы.
Миф второй: «Аэрография – это долго и сложно».
Можно сказать, что это заблуждение.
— Никто не заставит вас, отдав своего четырехколесного любимца на аэрографию полгода накатывать километры до работы на велосипеде или маршрутном автобусе, — говорит Андрей Вшивцев, художник-аэрографист автотехцентра SuperNova. — Срок от начала работ до стадии «автомобиль под ключ» составляет не более месяца. Все зависит от сложности и объема работ. Если клиент хочет сделать небольшой рисунок, например, на капоте, работа займет пару дней.
Миф третий, заключительный: «Аэрография требует особой автокосметики».
Это не так. Нанесенная аэрография защищена слоем лака и требует точно такого же ухода, как обыкновенное лакокрасочное покрытие вашего автомобиля.
В завершении темы
Несмотря на немалые затраты на тюнинг автомобиля такого рода, помимо престижа и индивидуализации, затраты на аэрографию оправданы. Например, с точки зрения безопасности. Потому что здесь уникальность работает в противовес массовому производству. Поэтому такие автомобили и не угоняют - слишком они заметны и узнаваемы. Так что угонять их особого смысла нет. Ведь продать такое необычное авто сложно, да и свидетелей, для поиска всегда будет предостаточно, потому что такой «автошедевр» всегда привлечет массу внимания.
Напоследок отметим модные течения в аэрографии в начале XXI века:
некоторые детали сейчас прорабатываются перламутровой краской для создания объемного эффекта (так называемый «3D – эффект»); по-прежнему в моде "животные" темы; далее по популярности идут космос и фантастика; сейчас становится все актуальнее биомеханика; находит все большее применение использование люминофорных (светящихся в темноте) красок. стиль «механо», заключающийся в изображении, например, двигателя на капоте вашего автомобиля.Обычно, «колдуя» над автомобилем, художник – аэрографист вкладывает в создаваемый рисунок частичку своей души. Не зависимо от того, что появится на поверхности «преображаемого пациента». А это уже не просто тюнинг – это искусство. И каждый созданный мастером рисунок будет неповторим. Да, не спорю, аэрографию можно скопировать. Но это не будет уже всего лишь копия. А это немаловажный «плюс» аэрографии. И теперь обновленное авто с аэрографией будет тоже единственным в мире. Как минимум это весомый аргумент «за», не правда ли?