Мини-юбиляр

Мини-юбиляр

Mini — машина легендарная.  Причем, если таким эпитетом обычно награждают «мускулистые» спорткары, то Mini в этом ряду — приятное исключение из правил. Стопроцентно...

Mini — машина легендарная. Причем, если таким эпитетом обычно награждают «мускулистые» спорткары, то Mini в этом ряду — приятное исключение из правил. Стопроцентно узнаваемый автомобиль, символ Туманного Альбиона, серебряный призер конкурса «Автомобиль века» в этом году отпраздновал 50-летний юбилей. О детстве, юношестве и взрослой жизни «миниюбиляра» пойдет речь в теме этого номера.

Легендарная английская машина, как и многое «легендарное», стала таковой, можно сказать случайно и появилась не благодаря точному расчету, а по причинам почти косвенным. В 1956 году египетский президент Абдель Насер национализировал Суэцкий канал. Потом началась война на Ближнем Востоке, и как следствие всего этого — поставки нефти в Великобританию резко сократились. Дефицит горючки достиг такого масштаба, что на бензин пришлось вводить карточки. Английский народ стал с большим интересом смотреть на малолитражные автомобили с их главным преимуществом — экономичностью.

Умный человек с деловой хваткой в этой ситуации сразу бы смекнул, что надо делать. Таким человеком оказался Леонард Лорд, в то время возглавлявший концерн British Motor Corporation. Устремив взор на отечественный автопром, Лорд осознал, что достойного английского малолитражного автомобиля на рынке страны нет, зато немецких — хоть отбавляй. Леонард решил ситуацию исправлять, и сконструировать достойный автомобиль, соответствующий требованиям взыскательной английской публики. Разработку такой машины он поручил Алексу Иссигонису, англичанину греческого происхождения, который успел зарекомендовать себя на тот момент как автоконструктор и гонщик. Задача была проста и сложна одновременно. Алексу надо было сконструировать автомобиль, размеры которого не превышали бы 3х1,2х1,2 м, при этом длина пассажирского отделения должна была составлять 1,8 м. Двигатель тоже был известен заранее — уже существовавший на тот момент 4-цилиндровый мотор Austin A35.

Сделать хороший автомобиль, когда тебя ставят в такие жесткие рамки не так просто, а тогда и подглядеть, как это сделать, было негде. Чтобы автомобиль соответствовал всем требованиям, Иссигонис решил пойти на революционный шаг. Новая модель имела передний привод, а мотор конструктор решил разместить поперек кузова. Тогда эта схема была новаторством, сейчас является общепринятой на переднеприводных автомобилях. Трансмиссию запихнули в картер, а радиатор разместили не перед двигателем, а сбоку от него. И хотя в таком положении радиатор обдувался уже прошедшим мимо мотора и успевшим нагреться воздухом, зато длину машины получилось уместить в установленные пределы. В маленьком автомобиле спокойно размещались четыре человека, включая водителя, и даже оставалось место для багажа. Крошечные 10-дюймовые колеса позволили избавиться от больших колесных арок. Ради экономии места даже обычные рессоры были заменены коническими резиновыми блоками. Конструкция машины позволяла ездить с открытым багажником, тем самым увеличивая объем перевозимого груза. Внешний облик подпортили внешние сварные швы и открытые дверные петли. Зато эти особенности позволили сэкономить на производстве. В таком виде первый прототип Mini был готов к октябрю 1957 года.

Серийная модель же появилась через два года. Но новая малолитражка не носила имя Mini, а продавалась либо как Austin 7, либо как Morris Mini Minor. Свое легендарное имя автомобиль приобрел только в 1961-м. Нельзя сказать, что машина «выстрелила» подобного какому-нибудь Форду Мустангу, побив все рекорды продаж. Но год от года Mini набирал популярность, став для англичан тем же, чем для остального мира был «Жук».

Набрав «обороты», Mini приобрел множество разновидностей. Были и универсалы с деревянной отделкой, которые назывались Morris Mini Traveller и Austin Mini Countryman. Были фургоны и пикапы на четверть тонны. Был даже «джип» Mini Moke, разработанный для армии, но со своими крохотнымми колесами и без полного привода оказавшийся непригодным для военного дела, зато получивший достаточную популярность в качестве пляжного автомобиля. Своего «Мини» хотели заиметь и другие марки. Одни производители почти в наглую начали копировать автомобиль, другие, например, итальянская фирма Innocenti, приобрели лизцензию на выпуск своих Mini.

Конструкция тоже не стояла на месте: в 1964 году резиновую подвеску сменила новая гидравлическая Hydrolastic. С ней Mini ехал плавнее, но стал тяжелее, сложнее в производстве и как следствие — дороже. В 1971 году эту подвеску сменила прежняя конструкция. Место первоначального мотора объемом 848 «кубиков», мощностью всего 34 л.с. в 1967 году занял движок в 948 «кубиков», который разгонял миниатюрный автомобиль до сумасшедшей скорости в 145 км/ч. А отличная развесовка (51% веса — на передние, 49% — на задние) позволяла Mini с успехом участвовать в ралли.

Джон Купер, владелец Cooper Car Company, конструктор Формулы 1 был настолько восхищен надежностью и управляемостью крошечного автомобиля, что решил вдохнуть в него гоночный дух. Совместно с Иссигонисом он создал Mini Cooper. Спортивный «Мини» снабдили 997-кубовым мотором, мощностью 55 л.с., двумя карбюраторами, коробкой с изменённым передаточным числом и дисковыми тормозами на передние колёса. В 1964 году появился Mini Cooper S, уже с 1071-кубовым мотором. В 1964-м, 1965-м и 1967-м «Мини Купер» побеждает в самом сложном ралли — Монте-Карло. Маленький, но быстрый автомобиль покорил сердца любителей автогонок.

Mini первого поколения, разошедшийся в количестве 1 миллиона 190 тысяч штук, прекратил своё существование в 1967 году. Его сменил Mini Mk II, выпускавшийся в 1967—1969 годах и отличавшийся решёткой радиатора и рядом косметических изменений. В 1969 году появился Mini Clubman с совершенно новым радиатором, но параллельно ему продолжался выпуск и модели с традиционным «округлым» дизайном.

Mini третьего поколения (с 1970 года) внешне характеризовался в первую очередь скрытыми дверными петлями вместо прежних открытых. «Мини» становится самым продаваемым автомобилем в Европе. Свой «Мини» был и у нескольких членов королевской семьи, и у участников Beatles, и у Бельмондо, а у Энцо Феррари их было аж три штуки — и это далеко не полный список «звездных» владельцев легендарной английской машины.

Только в 70-х Mini становится отдельным брендом. Очередным в составе неимоверно разросшегося BMC, который после слияний и поглощений стал в 1966 году называться British Motor Holdings (BMH). А ещё через два года, в 1968-м, был переименован в British Leyland Motor Company. На этот момент компания включала в себя многие прославленные британские марки, в том числе Jaguar, Daimler, Rover, Standard и Triumph, по сути, подмяв под себя весь английский автопром. Всё это не пошло ей на пользу: чем сильнее она разрасталась, тем становилась более неразворотливой, и её не спасла даже национализация.

Прекратив выпуск многих марок и снова изменив имя — сперва на Austin-Rover Group, а затем на Rover Group, — концерн, в конце концов, был продан в 1988 году компании British Aerospace. Аэрокосмические технологии тоже не смогли вернуть прибыльность, и в 1994 году Rover Group оказалась во владении BMW: баварскую компанию в то время одолевали амбиции сколотить собственную автомобильную империю.

Впрочем, все эти потрясения мало сказывались на Mini: несмотря на архаичный дизайн и конструкцию, он по-прежнему пользовался любовью англичан, даже появление в 1980-м Mini Metro, который впоследствии выпускался под маркой Rover, не изменило ситуацию. Собственно, неубывающая популярность этой машины и стала для BMW одной из основных причин поглощения Rover Group. И даже когда последняя, не оправдав ожиданий BMW, в 2000 году перешла к новому владельцу — консорциуму Phoenix, — марка Mini осталась во владении «Баварских автомобильных заводов».

Но все же после 40 лет выпуска Mini сняли с конвейера. Ему на замену в 2001 году пришёл автомобиль совершенно новой конструкции, но сохранивший в своей внешности узнаваемые черты старого Mini. Эта машина получила официальное название MINI — все заглавные буквы тут не случайны. Они не только указывают на то, что мы имеем дело с новой машиной, но и на то, что она стоит классом выше прежней модели. В сущности, это уже не суперкомпактный автомобиль «для самых бедных», порождённый топливным кризисом, а детище благополучных времён — стильный и престижный хэтч с отличной управляемостью, дизайн которого эксплуатирует нынешнюю моду на ретро-мотивы.

Раз мы уже упоминали фольксвагеновского «Жука», можно сказать, что новый MINI относится к старому Mini так же, как New Beetle — к классическому «Жуку». О том же говорят и несколько увеличенные габариты MINI: машина стала на 55 см длиннее, на 30 см шире и на 400 кг тяжелее. Размер колёс составляет уже солидные 15—17 дюймов. Под ретро-внешностью скрываются антиблокировочная и противобуксовочная системы, система динамической стабилизации и подушки безопасности. В модельный ряд входят базовая Mini One, спортивная версия Mini Cooper и «заряженная» Mini Cooper S с механическим наддувом, ставшая преемником легендарного Cooper S 60-х годов. Вдобавок компания John Cooper Works предлагает MINI в различных тюнинговых исполнениях. С 2004 года выпускается кабриолет MINI. В ноябре 2006-го появился сильно обновлённый MINI, неофициально называющийся Mk II и оснащённый новым 1,6-литровым мотором — совместной разработкой BMW и PSA Peugeot-Citroen. Эта модель поступила в продажу в апреле 2007 года, а кабриолет — с 2008-го.

Конечно, нашлись ревнители чистоты марки, которые новый MINI приняли в штыки, но автомобильному большинству новые формы пришлись по вкусу. И цифры продаж подтверждают это как нельзя лучше.

Свой 50-летний юбилей Mini праздновал на легендарной бриатнской трассе Сильверстоун. На международный фестиваль MINI United, под знаменем которого и проходили все мероприятия, съехалось более 25000 фанов и 10000 автомобилей знаменитой английской марки из США, России, ЮАР и еще более 40 стран. А для особых ценителей марки MINI выпустили лимитированные юбилейные серии, которые представили во время празднования юбилея. Это воплощающий комфорт и спокойствие Mini 50 Mayfair и динамичный и спортивный Mini 50 Camden. Свой подарок к юбилею приготовило и ателье John Cooper Works. Их «юбиляр» носит имя Mini JCW World Championship 50 Limited Edition — технически более наворочен чем предыдущие лимитированные версии и стоит, конечно, тоже дороже. Но разве для настоящих фанатов Mini деньги имеют значение?

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

На комбинате «Волна» подвели итоги работы  за шесть месяцев 2024 года

На комбинате «Волна» подвели итоги работы за шесть месяцев 2024 года

Объем отгрузки вырос на 7% к уровню первого полугодия 2023-го

ВТБ запускает онлайн-сервис покупки авто

ВТБ запускает онлайн-сервис покупки авто

Эксперты сервиса помогут выбрать подходящую машину

Клиенты ВТБ оформили новую «семейную» ипотеку на 3,2 млрд рублей

Клиенты ВТБ оформили новую «семейную» ипотеку на 3,2 млрд рублей

12 июля ВТБ начал выдачу обновленной «семейной» ипотеки

Как работает система страхования вкладов

Как работает система страхования вкладов

Система страхования вкладов (ССВ) – это один из важнейших механизмов регулирования финансового сектора

Красноярский цементный завод подвел итоги  работы за шесть месяцев 2024 года

Красноярский цементный завод подвел итоги работы за шесть месяцев 2024 года

За период с января по июнь предприятие выпустило 323,5 тыс. тонн цемента

Банки начали повышать ставки по вкладам перед новым заседанием ЦБ

Банки начали повышать ставки по вкладам перед новым заседанием ЦБ

Перед заседанием Банка России сразу несколько крупных банков поднимут ставки по вкладам

Жители Красноярского края чаще приобретают иномарки, выяснил ВТБ

Жители Красноярского края чаще приобретают иномарки, выяснил ВТБ

В январе-июне почти половина заемщиков купили машины китайского производства

ВТБ повысил для клиентов СМБ ставки по депозитам и неснижаемым остаткам

ВТБ повысил для клиентов СМБ ставки по депозитам и неснижаемым остаткам

Ставки на новых условиях выросли от 0,3% до 0,6% годовых

ФОТОРЕПОРТАЖ >

В Красноярске начала работу фотовыставка к 79-й годовщине Великой Победы

В Красноярске начала работу фотовыставка к 79-й годовщине Великой Победы

Рассказываем, что можно посмотреть. Фото: © Александр Черных / Управление пресс-службы Губернатора и Правительства Красноярского края

В Красноярске открылась фотовыставка «Освобожденные территории. Война и мир глазами очевидца»

В Красноярске открылась фотовыставка «Освобожденные территории. Война и мир глазами очевидца»

Выставка проходит в рамках медиафорума «Енисей РФ».

На правом берегу Красноярска отмечают День семьи, любви и верности

На правом берегу Красноярска отмечают День семьи, любви и верности

Вечер завершился кинопоказом под открытым небом

СТАТЬИ >

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

Общество

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

С приближением лета Красноярскэнергосбыт напоминает, что даже если вы уехали на дачу или в отпуск, решить вопросы с энергосбытовой компанией можно с помощью онлайн-сервисов

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Общество

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Под аккомпанемент духового оркестра артисты выступили с танцевальным шоу. Фото: Красноярский паблик «Ведомство. Сибирь»

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.