Мини-юбиляр

Мини-юбиляр

Mini — машина легендарная.  Причем, если таким эпитетом обычно награждают «мускулистые» спорткары, то Mini в этом ряду — приятное исключение из правил. Стопроцентно...

Mini — машина легендарная. Причем, если таким эпитетом обычно награждают «мускулистые» спорткары, то Mini в этом ряду — приятное исключение из правил. Стопроцентно узнаваемый автомобиль, символ Туманного Альбиона, серебряный призер конкурса «Автомобиль века» в этом году отпраздновал 50-летний юбилей. О детстве, юношестве и взрослой жизни «миниюбиляра» пойдет речь в теме этого номера.

Легендарная английская машина, как и многое «легендарное», стала таковой, можно сказать случайно и появилась не благодаря точному расчету, а по причинам почти косвенным. В 1956 году египетский президент Абдель Насер национализировал Суэцкий канал. Потом началась война на Ближнем Востоке, и как следствие всего этого — поставки нефти в Великобританию резко сократились. Дефицит горючки достиг такого масштаба, что на бензин пришлось вводить карточки. Английский народ стал с большим интересом смотреть на малолитражные автомобили с их главным преимуществом — экономичностью.

Умный человек с деловой хваткой в этой ситуации сразу бы смекнул, что надо делать. Таким человеком оказался Леонард Лорд, в то время возглавлявший концерн British Motor Corporation. Устремив взор на отечественный автопром, Лорд осознал, что достойного английского малолитражного автомобиля на рынке страны нет, зато немецких — хоть отбавляй. Леонард решил ситуацию исправлять, и сконструировать достойный автомобиль, соответствующий требованиям взыскательной английской публики. Разработку такой машины он поручил Алексу Иссигонису, англичанину греческого происхождения, который успел зарекомендовать себя на тот момент как автоконструктор и гонщик. Задача была проста и сложна одновременно. Алексу надо было сконструировать автомобиль, размеры которого не превышали бы 3х1,2х1,2 м, при этом длина пассажирского отделения должна была составлять 1,8 м. Двигатель тоже был известен заранее — уже существовавший на тот момент 4-цилиндровый мотор Austin A35.

Сделать хороший автомобиль, когда тебя ставят в такие жесткие рамки не так просто, а тогда и подглядеть, как это сделать, было негде. Чтобы автомобиль соответствовал всем требованиям, Иссигонис решил пойти на революционный шаг. Новая модель имела передний привод, а мотор конструктор решил разместить поперек кузова. Тогда эта схема была новаторством, сейчас является общепринятой на переднеприводных автомобилях. Трансмиссию запихнули в картер, а радиатор разместили не перед двигателем, а сбоку от него. И хотя в таком положении радиатор обдувался уже прошедшим мимо мотора и успевшим нагреться воздухом, зато длину машины получилось уместить в установленные пределы. В маленьком автомобиле спокойно размещались четыре человека, включая водителя, и даже оставалось место для багажа. Крошечные 10-дюймовые колеса позволили избавиться от больших колесных арок. Ради экономии места даже обычные рессоры были заменены коническими резиновыми блоками. Конструкция машины позволяла ездить с открытым багажником, тем самым увеличивая объем перевозимого груза. Внешний облик подпортили внешние сварные швы и открытые дверные петли. Зато эти особенности позволили сэкономить на производстве. В таком виде первый прототип Mini был готов к октябрю 1957 года.

Серийная модель же появилась через два года. Но новая малолитражка не носила имя Mini, а продавалась либо как Austin 7, либо как Morris Mini Minor. Свое легендарное имя автомобиль приобрел только в 1961-м. Нельзя сказать, что машина «выстрелила» подобного какому-нибудь Форду Мустангу, побив все рекорды продаж. Но год от года Mini набирал популярность, став для англичан тем же, чем для остального мира был «Жук».

Набрав «обороты», Mini приобрел множество разновидностей. Были и универсалы с деревянной отделкой, которые назывались Morris Mini Traveller и Austin Mini Countryman. Были фургоны и пикапы на четверть тонны. Был даже «джип» Mini Moke, разработанный для армии, но со своими крохотнымми колесами и без полного привода оказавшийся непригодным для военного дела, зато получивший достаточную популярность в качестве пляжного автомобиля. Своего «Мини» хотели заиметь и другие марки. Одни производители почти в наглую начали копировать автомобиль, другие, например, итальянская фирма Innocenti, приобрели лизцензию на выпуск своих Mini.

Конструкция тоже не стояла на месте: в 1964 году резиновую подвеску сменила новая гидравлическая Hydrolastic. С ней Mini ехал плавнее, но стал тяжелее, сложнее в производстве и как следствие — дороже. В 1971 году эту подвеску сменила прежняя конструкция. Место первоначального мотора объемом 848 «кубиков», мощностью всего 34 л.с. в 1967 году занял движок в 948 «кубиков», который разгонял миниатюрный автомобиль до сумасшедшей скорости в 145 км/ч. А отличная развесовка (51% веса — на передние, 49% — на задние) позволяла Mini с успехом участвовать в ралли.

Джон Купер, владелец Cooper Car Company, конструктор Формулы 1 был настолько восхищен надежностью и управляемостью крошечного автомобиля, что решил вдохнуть в него гоночный дух. Совместно с Иссигонисом он создал Mini Cooper. Спортивный «Мини» снабдили 997-кубовым мотором, мощностью 55 л.с., двумя карбюраторами, коробкой с изменённым передаточным числом и дисковыми тормозами на передние колёса. В 1964 году появился Mini Cooper S, уже с 1071-кубовым мотором. В 1964-м, 1965-м и 1967-м «Мини Купер» побеждает в самом сложном ралли — Монте-Карло. Маленький, но быстрый автомобиль покорил сердца любителей автогонок.

Mini первого поколения, разошедшийся в количестве 1 миллиона 190 тысяч штук, прекратил своё существование в 1967 году. Его сменил Mini Mk II, выпускавшийся в 1967—1969 годах и отличавшийся решёткой радиатора и рядом косметических изменений. В 1969 году появился Mini Clubman с совершенно новым радиатором, но параллельно ему продолжался выпуск и модели с традиционным «округлым» дизайном.

Mini третьего поколения (с 1970 года) внешне характеризовался в первую очередь скрытыми дверными петлями вместо прежних открытых. «Мини» становится самым продаваемым автомобилем в Европе. Свой «Мини» был и у нескольких членов королевской семьи, и у участников Beatles, и у Бельмондо, а у Энцо Феррари их было аж три штуки — и это далеко не полный список «звездных» владельцев легендарной английской машины.

Только в 70-х Mini становится отдельным брендом. Очередным в составе неимоверно разросшегося BMC, который после слияний и поглощений стал в 1966 году называться British Motor Holdings (BMH). А ещё через два года, в 1968-м, был переименован в British Leyland Motor Company. На этот момент компания включала в себя многие прославленные британские марки, в том числе Jaguar, Daimler, Rover, Standard и Triumph, по сути, подмяв под себя весь английский автопром. Всё это не пошло ей на пользу: чем сильнее она разрасталась, тем становилась более неразворотливой, и её не спасла даже национализация.

Прекратив выпуск многих марок и снова изменив имя — сперва на Austin-Rover Group, а затем на Rover Group, — концерн, в конце концов, был продан в 1988 году компании British Aerospace. Аэрокосмические технологии тоже не смогли вернуть прибыльность, и в 1994 году Rover Group оказалась во владении BMW: баварскую компанию в то время одолевали амбиции сколотить собственную автомобильную империю.

Впрочем, все эти потрясения мало сказывались на Mini: несмотря на архаичный дизайн и конструкцию, он по-прежнему пользовался любовью англичан, даже появление в 1980-м Mini Metro, который впоследствии выпускался под маркой Rover, не изменило ситуацию. Собственно, неубывающая популярность этой машины и стала для BMW одной из основных причин поглощения Rover Group. И даже когда последняя, не оправдав ожиданий BMW, в 2000 году перешла к новому владельцу — консорциуму Phoenix, — марка Mini осталась во владении «Баварских автомобильных заводов».

Но все же после 40 лет выпуска Mini сняли с конвейера. Ему на замену в 2001 году пришёл автомобиль совершенно новой конструкции, но сохранивший в своей внешности узнаваемые черты старого Mini. Эта машина получила официальное название MINI — все заглавные буквы тут не случайны. Они не только указывают на то, что мы имеем дело с новой машиной, но и на то, что она стоит классом выше прежней модели. В сущности, это уже не суперкомпактный автомобиль «для самых бедных», порождённый топливным кризисом, а детище благополучных времён — стильный и престижный хэтч с отличной управляемостью, дизайн которого эксплуатирует нынешнюю моду на ретро-мотивы.

Раз мы уже упоминали фольксвагеновского «Жука», можно сказать, что новый MINI относится к старому Mini так же, как New Beetle — к классическому «Жуку». О том же говорят и несколько увеличенные габариты MINI: машина стала на 55 см длиннее, на 30 см шире и на 400 кг тяжелее. Размер колёс составляет уже солидные 15—17 дюймов. Под ретро-внешностью скрываются антиблокировочная и противобуксовочная системы, система динамической стабилизации и подушки безопасности. В модельный ряд входят базовая Mini One, спортивная версия Mini Cooper и «заряженная» Mini Cooper S с механическим наддувом, ставшая преемником легендарного Cooper S 60-х годов. Вдобавок компания John Cooper Works предлагает MINI в различных тюнинговых исполнениях. С 2004 года выпускается кабриолет MINI. В ноябре 2006-го появился сильно обновлённый MINI, неофициально называющийся Mk II и оснащённый новым 1,6-литровым мотором — совместной разработкой BMW и PSA Peugeot-Citroen. Эта модель поступила в продажу в апреле 2007 года, а кабриолет — с 2008-го.

Конечно, нашлись ревнители чистоты марки, которые новый MINI приняли в штыки, но автомобильному большинству новые формы пришлись по вкусу. И цифры продаж подтверждают это как нельзя лучше.

Свой 50-летний юбилей Mini праздновал на легендарной бриатнской трассе Сильверстоун. На международный фестиваль MINI United, под знаменем которого и проходили все мероприятия, съехалось более 25000 фанов и 10000 автомобилей знаменитой английской марки из США, России, ЮАР и еще более 40 стран. А для особых ценителей марки MINI выпустили лимитированные юбилейные серии, которые представили во время празднования юбилея. Это воплощающий комфорт и спокойствие Mini 50 Mayfair и динамичный и спортивный Mini 50 Camden. Свой подарок к юбилею приготовило и ателье John Cooper Works. Их «юбиляр» носит имя Mini JCW World Championship 50 Limited Edition — технически более наворочен чем предыдущие лимитированные версии и стоит, конечно, тоже дороже. Но разве для настоящих фанатов Mini деньги имеют значение?

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

Красноярский комбинат «Волна» подвёл предварительные итоги работы за 2025 год

Красноярский комбинат «Волна» подвёл предварительные итоги работы за 2025 год

Предприятие поставляет свою продукцию в более, чем 25 регионов страны

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Нападавших отправили в СИЗО на 2 месяца

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Гостей угощали печеньками с предсказанием

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

Sibnovosti.ru проехались по пяти точкам и узнали, на что обратить внимание, чтобы не купить некачественную новогоднюю красавицу

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

СТАТЬИ >

В Красноярске прошёл семинар для акционеров банка ВТБ

В Красноярске

В Красноярске прошёл семинар для акционеров банка ВТБ

Участие в мероприятии приняли больше ста человек

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

Экономика

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

В этом материале разбираемся, как предотвратить потери и использовать средства эффективно

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

В России

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

Сегодня страховые медицинские организации (СМО) — важные участники российской системы обязательного медицинского страхования. Все 30 лет своего существования они непрерывно совершенствуются, поэтому вполне закономерно, что все больше людей обращаются в свою страховую, когда нужна помощь по ОМС

Он видит на 540° и думает. Почему вождение никогда не будет прежним?

Общество

Он видит на 540° и думает. Почему вождение никогда не будет прежним?

Рассказываем об умных технологиях OMODA C7 в автосалоне «Медведь Альянс»

Начальник Госинспекции по недвижимости Москвы представил цифровые решения земельного контроля на форуме в Красноярске

В Красноярске

Начальник Госинспекции по недвижимости Москвы представил цифровые решения земельного контроля на форуме в Красноярске

Иван Бобров рассказал о современных инструментах и подходах столичного надзора за городской землёй

Когда здоровье требует решительных действий

Общество

Когда здоровье требует решительных действий

Иногда момент для заботы о здоровье откладывать нельзя. И именно тогда на помощь приходит медицинский центр «Альмед», где сейчас действует специальное предложение.

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

Хакеры вновь атаковали «Орион Телеком» в Сибири

Хакеры вновь атаковали «Орион Телеком» в Сибири

Красноярцы массово сообщают о проблемах со связью

Двое красноярцев, выбросившие из окна 19-летнюю девушку, пойдут под суд

Двое красноярцев, выбросившие из окна 19-летнюю девушку, пойдут под суд

Перед этим все трое распивали спиртное

В районе поиска пропавшей семьи Усольцевых, есть угроза схода лавин

В районе поиска пропавшей семьи Усольцевых, есть угроза схода лавин

Бесследное исчезновение семьи Усольцевых стало одной из главных загадок этого года

Раскрыта реальная стоимость квартиры Долиной: почему она «продала» её дешевле рынка?

Раскрыта реальная стоимость квартиры Долиной: почему она «продала» её дешевле рынка?

Эксперты о влиянии интерьера на стоимость квартиры Долиной