"Странная" смерть Василия Шукшина
Гибель Шукшина на съемках бондарчуковского фильма "Они сражались за Родину" окутана тайной. И не только она...
Гибель Василия Шукшина, скоропостижно скончавшегося 2 октября 1974 года на теплоходе «Дунай» во время съемок фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» , до сих пор окутана тайной.
Многие сплетничали, что Шукшин умер от пьянства. Сообщается, что писателя уже давно мучили приступы язвы желудка, которые преследовали его ещё с молодости, когда он страдал из-за пристрастия к алкоголю. Однако последние семь лет, по свидетельству жены писателя Лидии Федосеевой-Шукшиной, он не притрагивался к спиртному.
Кроме того, официальный диагноз — сердечная недостаточность — только усугублял подозрения о его насильственной смерти. Очевидцы, такие, как актер, друг Шукшина, Георгий Бурков, который обнаружил его первым, унесли какие-то тайны гибели Шукшина в могилу.
Вопросы так и остались без ответа. И все-таки, кое-кто об этом еще пытается напомнить.
До смерти довёл «инфарктный» газ? (выдержка из публикации журналиста Феликса Медведева в газете Версия, 31.8.2004 )
Помню эти сумасшедшие проводы в Доме кино на Васильевской и на Новодевичьем кладбище. Такого, как тогда говорили старожилы, Москва не видела со времён похорон Маяковского. Непомерен был эмоциональный накал, десятки тысяч людей собрались.
Слухи о якобы насильственной смерти придали прощанию с Шукшиным мистический характер. Власти стали по-настоящему его бояться. Чего стоит тот факт, что много сил и времени он отдал пробиванию своего бунтарского фильма о Степане Разине. И вроде бы не запрещали, но ставили различные препоны к осуществлению авторского замысла.
Смерть Шукшина и в самом деле загадочна, осталась масса вопросов. Даже очевидцы, свидетели, такие как актёр Бурков, унесли тайны гибели Шукшина в могилу.
Бурков до гробовой доски отказывался от публичных рассказов о последнем дне жизни Шукшина. Если его принуждали появиться на очередных поминках, он напивался и не приходил вовсе.
Однажды, оказавшись в командировке в США вместе с режисёром Сергеем Бондарчуком, я решил выведать у него тайну смерти Шукшина. Тот лишь намекнул: «Смерть странная. Официальный диагноз: сердечная недостаточность. Но перед съёмками Шукшина обследовали в Кремлёвской больнице и ничего серьёзного не нашли».
Кто-то распространил слух, что в каюту, где жил Шукшин, в тот роковой вечер пустили «инфарктный» газ, не оставляющий следов. Говорят, что подобным образом у нас с тех пор избавились от достаточного количества неугодных персон.
Александр Панкратов-Черный: Шукшина отравили
И вот еще раз напомнил об этом замалчиваемом событии артист Александр Панкратов-Черный, который вместе с другими (Валерием Золотухиным, Алексеем Булдаковым, Людмилой Хитяевой) приехал на Алтай на ежегодные Всероссийские Шукшинские чтения. В среду, 22 июля в Государственной филармонии Алтайского края Панкратов-Черный сделал неожиданное для всех заявление, сообщает Комсомольская правда.
«Васю Шукшина убили! А потом хотели убить и меня!», – заявил Панкратов-Черный, когда ему дали слово. «Несколько лет назад на горе Пикет я сказал об этом вслух. После этого на меня было совершено покушение. Позже встретил полковника КГБ и спросил: «Ну что ж вы меня до конца-то не добили?». А он ответил: «А мы за правду не убиваем».
Панкратов-Черный также заявил, что по словам Нонны Мордюковой, Шукшин «на съемках чувствовал себя нормально, не было у него никакой сердечной болезни. Тело Шукшина не вскрывали! Его прислали из Волгограда в цинковом гробу, с крашеными волосами, как он снимался».
По словам актера, об этом знали многие — и Сергей Бондарчук, и Георгий Бурков, и другие. Но все боятся говорить об этом вслух. Упомянул Панкратов-Черный и о своих догадках, почему убили Василия Макаровича, сообщает Амител.
«С Шукшиным хотели погубить русский дух. Боялись, что Васька собрался снимать фильм про Стеньку Разина. Ух, он бы так его сыграл, что мало не показалось бы! Вот и испугались, что он призовет народ к бунту».
Александр Панкратов-Черный о Шукшине (выдержка из публикации журналиста Феликса Медведева в газете «Версия», 31.8.2004 )
Я считаю Шукшина единственным последователем Гоголя и Достоевского. Вот перечитываю Василь Макарыча — насколько просты и добродушны его рассказы и в то же время как они глубоки и серьёзны. По поводу одного из моих фильмов мне даже говорили в советские времена: «Панкратов-Чёрный открыл достоевщину в творчестве Шукшина». Правильно, я искал Достоевского в Шукшине — и нашёл. А Василь Макарыч нашёл истину в Гоголе. Как-то он мне говорил: «Пишу рассказ, буксую что-то. Вот Гоголь, что же такое он написал?! Птица-тройка мчится через все страны, государства, а кто же в бричке-то сидит? И кто же эту бричку ведёт? Неужели Россию нельзя изменить?"
За Шукшина я всю жизнь борюсь. Нынче время лихое, без денег ни шагу. На свои постановки по Шукшину приходится выклянчивать их у губернаторов, а у них непросто всё: один пообещал, да слетел со своего кресла, другой всё обещаниями кормил, а третий в ответ: «Простите, Саша, а что Шукшин для Алтая сделал?» Представляешь! Ну как ответить на это, и я только пожал плечами: «Мне кажется, что он для России сделал столько же, сколько и для всей мировой литературы».
Похоронили Шукшина все-таки там, где он и хотел (выдержка из публикации журналиста Феликса Медведева в газете «Версия», 31.8.2004 )
Шукшина также рассказала об одном мистическом разговоре с мужем, когда они, гуляя по Новодевичьему кладбищу, искали могилу Есенина, которого очень любил Шукшин. Они не знали тогда, что есенинская могила находится на Ваганьковском.
«Выходим с кладбища, — рассказывает Шукшина, — Вася молчит. И вдруг заговорил глухо, смиренно: «Случится что со мной, не похоронят меня здесь». А я без всякой побочной мысли брякнула: «Нет, Вася, я похороню».
А он: «Ну, смотри». Как у меня вырвались такие страшные пророческие слова, не знаю. Видно, Господу нужно было вложить их в мои уста. А могила его находится по аллее с писателями-классиками».
Правда, чтобы любимого народом актёра и писателя похоронили на престижном кладбище Новодевичьего монастыря, как когда-то обещала Василию Макаровичу Лидия Николаевна, пришлось дойти до самого премьера Косыгина.