Символ свободы
Harley-Davidson ― это не просто мотоцикл. Это явление, икона, символ, дух и культура. Когда мы говорим о байкерах, мы представляем себе сурового бородатого дядьку в...
Harley-Davidson ― это не просто мотоцикл. Это явление, икона, символ, дух и культура. Когда мы говорим о байкерах, мы представляем себе сурового бородатого дядьку в бандане, косухе верхом на «Харлее». Конечно, настоящий байкер может сидеть и на чопере от «Хонды», но в классическом (или верней стереотипном) понимании байкер должен ездить на Harley-Davidson, и хоть ты тресни. Точнее, байкер ничего не должен. Никому. Он бородат, пьян, свободен и крут также как его двухколесный «конь».
С приходом короткого сибирского лета на дороги выкатились байкеры, и каждый третий водитель вспомнил, как он в юности гонял на «Урале», «Восходе» или «Минске». Как ни крути, а мотоциклист куда свободней автомобилиста, особенно в плотном городском трафике и пробках. И именно об этом я подумал, провожая взглядом очередного «беспечного наездника», потом задумался про «Харлей», и поймал себя на мысли, что именно эта марка ассоциируется у меня с байкерами. Да и не только у меня. Интересно, почему? В этом и попробуем разобраться вместе.
История легендарной марки началась в начале прошлого века в 1901 году, когда два заядлых рыбака Уильям Харлей и Артур Дэвидсон смастерили для своей плоскодонки одноцилиндровый 167-кубовый 1,3-сильный моторчик. Ребятам было по 20 лет и они, как и многие их сверстники в то время, увлекались механикой. Молодость, энтузиазм, энергия и желание сделать все самому толкали молодых конструкторов на дальнейшие эксперименты.
В то время уже были мотоциклы, которые представляли собой обычные велосипеды с одноцилиндровыми моторами. Ни о какой подвеске, сцеплении или коробке передач не шло и речи ― крутящий момент передавался то и дело соскальзывавшим кожаным ремнем. Привод так и вообще был педальным. Мотор заводился только по достижении определенной скорости, а мощности не хватало, даже чтобы заехать в горку. Харлей и Дэвидсон захотели заиметь себе нормальный мотоцикл, а другого выхода кроме как смастерить себе такой самостоятельно на тот момент и не было.
Опыт в моторостроении у ребят уже был, но для своего первого мотоцикла конструкцию двигателя решили доработать. Головка была отлита как единое целое с цилиндром, нижний впускной клапан приводился от распредвала, а впускной срабатывал от разрежения в камере сгорания. Эта конструкция заставила поверить двух старших братьев Артура Дэвидсона в силы молодых конструкторов и увидеть их потенциал. В итоге братья выделили им сумму, ставшую уставным фондом новой компании ― Harley-Davidson, помогли с площадями и полезными компаньонами. Процесс пошел. Тут еще Оле Эвинруд, инженер-мотостроитель, на глаза попался. Знакомство оказалось как нельзя кстати. А брат Артура работал инструментальщиком в железнодорожной мастерской и помогал изготавливать детали и узлы для мотоциклов, сборку же организовали в сарае во дворе дома Дэвидсона. Так и выглядела тогда компания Harley-Davidson.
В 1905 году ребята смогли наладить более-менее стабильный выпуск своих двигателей, но ни о какой серийности речи пока не шло. Зато уже в следующем году Харлей и Дэвидсон построили новый бокс и собрали там 50 своих мотоциклов. В следующем году было собрано уже 150 мотоциклов. Еще через год ― 450. В итоге к 1914 году Harley-Davidson становится ведущим производителем мотоциклов в США.
Успех продаж легко объяснялся. Мотоциклы Harley-Davidson в инженерном плане значительно превосходили всех своих конкурентов на то время. Фирма применила такое количество революционных решений, которое другим даже не снилось: сделанная с максимальным использованием деталей одноцилиндрового мотора V-образная литровая «двойка» с углом развала 45 градусов ― схема, которая актуальна и в наши дни, принудительный привод верхних клапанов и натяжитель ремня, цепной привод, электрическое освещение с генератором, а затем и трехскоростная КПП ― все эти новшества сейчас нам кажутся обыденными, таковыми они стали благодаря этим американцам.
Свои инженерные успехи Harley-Davidson начали подтверждать в гонках. Начиная с 1916 года заводская команда выигрывала национальный чемпионат 6 раз подряд со своими V-twin двигателями, за что была прозвана Wrecking Crew («Бригада разрушителей»). Позже «прозвище» стало официальным названием команды.
Успехи Harley-Davidson не остались незамеченными и правительством. В 1917 году компания получает военный заказ от правительства США. Каждый второй «Харлей» того времени едет воевать.
В 1920 году Harley-Davidson становится крупнейшим производителем мотоциклов в мире. Но не все так гладко. На пятки мотоциклам вовсю наступает автомобиль. А тут еще дядюшка Форд насолил своим соотечественникам. Его Ford-T даже в самом дорогом исполнении стоил дешевле мотоциклов. Выбор потребителя был очевиден. Это сейчас мало кому в голову придет сравнивать автомобиль и мотоцикл ― это просто два разных средства передвижения, а тогда один другому был альтернативой. Мотоциклетные фирмы исчезали одна за другой. С приходом Великой депрессии все стало еще хуже.
К 1932 году из 70 мотозаводов в США осталось...два: Harley-Davidson и его главный конкурент Indian. Во многом выжить удалось правильному позиционированию. «Автомобиль ― это для всех, мотоцикл ― для ценителей» ― заявили Harley-Davidson. Этой находкой они успешно пользуются до сих пор, только смысл ее чуть изменился.
30-е и 40-е были тяжелым временем для компании не только в экономическом плане. В 1937-м из жизни уходит Уильям Дэвидсон, в 1942-м ― его брат Уолтер, год спустя ― Уильям Харлей, в 1950-м ― Артур Дэвидсон. Но смерть всех основателей компании не повлияла на ее дальнейшее успешное существование.
Послевоенные годы для Америки стали временем развития и процветания. Джинсы, кока-кола, Marlboro ― все американское становится очень модным. Harley-Davidson в этот стереотипный американский ряд вписывается отлично и олицетворяет собой ту же свободу, которая якобы царит в стране янки, и к которой так хотят присоединиться миллионы людей по всему миру. Маркетологи «Харлея» хорошо понимали это и начали активно использовать образ человека, обретающего свободу посредством мотоцикла Harley-Davidson. В рекламных роликах мотоцикл называли The Great Freedom Machine ― «машина великой свободы». На экраны выходят фильмы The Wild One с Марлоном Брандо, Wild Angels с Питером Фондой, в которых молодые бунтари не желающие жить по законам других колесят по стране на харлеях. Так постепенно «Харлей» стал не просто мотоциклом, а стилем жизни.
Популярность мотоциклов Harley-Davidson во всем мире стала феноменальной. Но то ли почувствовав, что у них почти нет достойных конкурентов, то ли просто из-за лени, но в техническом плане «Харлеи» перестали развиваться. Зато конкуренты в попытках переплюнуть этих американцев старались вовсю. В итоге уже в 60-х мотоциклы американской марки стали серьезно отставать в техническом плане от своих европейских и даже некоторых американских конкурентов, а «великая японская экспансия» и вовсе поставила существование фирмы под вопрос. В 1969-ом компанию перекупил индустриальный гигант AFM, что спасло американскую мотокомпанию от банкротства и исчезновения. Основное производство перенесли в другой штат, и качество сборки упало, хотя несмотря на это продажи поползли вверх.
Человеком, который помог вывести Harley-Davidson на прежние высоты стал Воэн Билз. Авиационный инженер, не имевший опыта руководства производством смог за короткое время и проблемы с качеством сборки решить, и недовольства профсоюзов устранить, и даже выкупить Harley-Davidson у AFM. Так «символ свободы» снова обрел то, что символизировал. А дальше за дело взялись маркетологи.
Собственно секрет успеха современного Harley-Davidson именно в грамотном позиционировании, в образе, созданном пиарщиками, на который продолжают «покупаться» до сих пор. В газетах и по радио начали рассуждать о том, что такое настоящий байк, каким должен быть настоящий байкер. Знаете фишку, когда отсталые в техническом плане аппараты (в том числе и автомобили) выдают за старую-добрую-надежную-проверенную временем классику, и такая подача стирает в лице многих их явные недостатки? И способ сработал.
С тех пор Harley-Davidson придерживается этого направления и поддерживает образ «символа свободы». Конечно, в техническом плане мотоциклы сейчас развиваются и их нельзя назвать отставшими от времени. На образе теперь просто зарабатывают. Пускай современные японские мотоциклы того же класса, что и харлеи, значительно надежнее, технологичнее, быстрее, мощнее и гораздо дешевле. Покупая Harley-Davidson, вы покупаете не просто мотоцикл, вы покупаете стиль, мечту и символ свободы. И нельзя сказать, что маркетологи кого-то обманывают. Уверен, что каждый владелец «Харлея» скажет словами Пушкина «Я сам обманываться рад», а потом пропоет «Я свободен» и укатит на своем «железном коне».