В Красноярске создадут официальный рейтинг туристических компаний
На рейтинг туроператоров будут влиять и все жалобы от потребителей, и сроки работы на рынке, и финансовая составляющая компании.
Об этом сегодня в ходе заседания рабочей группы по качеству предоставляемых услуг в сфере туризма на территории Красноярского края сообщил депутат краевого Заксобрания Владислав Зырянов. В ходе заседания было решено предложить правительству края изучить вопрос разработки и принятия положения, согласно которому все туристические компании Красноярска войдут в официальный рейтинг «Надежность и финансовая устойчивость».
Также участники заседания решили подготовить проект типового договора о реализации туристических услуг, который позволит исключить условия, ущемляющие права потребителя. Этот договор будет разрабатываться совместно с Роспотребнадзором и Обществом защиты прав потребителей.
По словам руководителя рабочей группы Владислава Зырянова, если туристические компании не будут соглашаться на проект типового договора, то это будет влиять на их рейтинг. Кроме того, на данный рейтинг туроператоров будут влиять и данные Роспотребнадзора, то есть все жалобы и иски от потребителей. По мнению участников заседания, на положение в рейтинговой системе также могут повлиять, и сроки работы на рынке, и финансовая составляющая компании.
Все эти меры вызваны все более участившимися жалобами от красноярцев на качество услуг туристических компаний. Как рассказал председатель Красноярского общества защиты прав потребителей Михаил Шевцов, основная жалоба потребителей туристического рынка это — несоответствие качества и объема услуг в договоре и в действительности. К примеру, туристу обещают 3-местный дом со всеми удобствами, а на деле он отдыхает в вагончике для гастарбайтеров.
Второе серьезное нарушение, с которыми сталкиваются туристы — это неоплаченные гостиницы. То есть, турист отдает деньги своему туроператору за путевку, а тот, в свою очередь, не передает их отелю. Таким образом, турист либо повторно платит деньги непосредственно в отеле, при условии, что там есть свободные места и у путешественника есть деньги, либо уезжает домой. Подобная ситуация произошла недавно с красноярскими туристами. Они оплатили путевку, но не получили ее на руки, в турфирме им сказали, что они получат ее в аэропорту «Внуково» в Москве. Во «Внуково» туристы путевок не обнаружили, и их отправили в «Домодедово». Так, красноярцы двое суток провели в скитаниях по московским аэропортам, и в итоге приехали в Красноярск, так и не отдохнув. Михаил Шевцов рассказал, что по подобным делам суды завершаются, в основном, в пользу потребителей, и туроператоры выплачивают иски, но сумма этих исков равна сумме путевки, то есть от 20 до 50 тысяч рублей. И после выплаты штрафа туристическая компания продолжает спокойно работать.
По мнению начальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Красноярскому краю Натальи Лохман, главная мера по улучшению качества услуг - это увеличение штрафов: «Мы должны наказывать рублем существенно, штрафы должны быть увеличены в несколько раз».
Напомним, с 2007 года контроль за туристической сферой осуществляет только Роспотребнадзор, а у Министерства спорта и туризма осталась лишь консультационная функция. По мнению председателя Красноярского регионального отделения Российского союза туриндустрии Владимира Демидова, главной целью министерства сейчас должна стать разработка закона о туризме Красноярского края.
Председатель Красноярского общества защиты прав потребителей отметил, что сейчас в договорах туристических компаний наблюдается полное отсутствие информации для потребителя. А оказывается, кроме прав и обязанностей сторон там должны быть прописаны даже обычаи местного населения. Известен случай, когда пара молодоженов отдыхала в мусульманской стране. Не зная обычаев, он стали целоваться на улице. За это пара была арестована полицейскими.
По итогу заседания решено было также издать буклет с конкретными рекомендациями для потребителя туристического рынка. Буклет будет содержать в себе информацию о том, как правильно должен быть составлен договор, что в нем должно быть, а также, что делать туристу, если его права будут ущемляться.