ФАС объявила санитарный контроль ввозимых машин незаконным
ФАС присоединилась к предположению, что введение фитосанитарного контроля - это очередная мера поддержки отечественного автопрома.
Федеральная антимонопольная служба поддержала автомобилистов и присоединилась к их предположению о том, что введение фитосанитарного контроля автомобилей на таможне - это очередной барьер на пути подержанных иномарок в Россию и мера поддержки российского автопрома. Объявив о незаконности санитарного контроля ввозимых машин, ФАС возбудила дело в отношении Россельхознадзора и Федеральной таможенной службы (ФТС) по подозрению в нарушении закона "О защите конкуренции".
Напомним, что 15 июля вступил в действие принятый Россельхознадзором и Федеральной таможенной службой новый список продукции, подлежащей обязательному карантинному контролю. В перечень товаров, «ввоз которых осуществляется на основании импортного карантинного разрешения», наряду с сушеными грибами, желудями, льном-сырцом и зеленым чаем попали и «транспортные средства, бывшие в употреблении». Россельхознадзор мотивировал введение нового закона тем, что подержанные автосредства могут стать переносчиками опасных карантинных объектов.
Как сообщил газете "КоммерсантЪ" замначальника управления контроля органов власти ФАС Сергей Абышев, внимание службы привлекли массовые жалобы автомобилистов. "Мы провели проверку, и выяснилось, что Россельхознадзор и ФТС не имели права составлять подобный перечень, — заявил Абышев. — Эта функция находится в компетенции правительства РФ. Кроме того, в РФ до сих пор не существует правил и стандартов проведения фитосанитарного контроля автомобилей". По его словам, проверку автомобиля можно проводить только в спецлабораториях, которые расположены далеко от границы. "К примеру, ближайшая к Владивостокской таможне — в Магадане,— пояснил Абышев.— Все это может привести к необоснованному увеличению расходов юрлиц и граждан, ввозящих транспортные средства".
В пресс-службе ФТС "Ъ" заявили, что "перечень был подготовлен Россельхознадзором и по таможенным аспектам никаких вопросов у нас не вызвал". "Мы пока не получили документов из ФАС, поэтому не можем комментировать их заявление", — заявил "Ъ" заместитель руководителя Россельхознадзора Алексей Саурин. По его словам, "никакой волокиты на границе" в связи с введением перечня нет. "Проблем я не вижу. На каждом пропускном пункте нами организована лаборатория, поэтому если человек не оформил разрешительные документы заранее, то может это сделать прямо на месте и бесплатно", — пояснил "Ъ" Саурин.
Между тем сами автомобилисты описывают новый порядок несколько иначе. "На практике фитосанитарная проверка может занимать несколько недель,— рассказал "Ъ" глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.— С введением перечня на таможне стали работать аффилированные с властями фирмы, которые за 5-10 тыс. руб. оформляют санитарное разрешение за день. При этом машину никто и не проверяет, и можно ввезти в страну любую заразу". "Очень хорошо, что ФАС прислушалась к общественности,— уверен он.— Надеюсь, в ведомстве люди все понимают и примут верное решение".