Будущий премьер-министр Японии намерен решить вопрос о Курильских островах
Территориальный спор России и Японии о южных Курильских островах сильно обострился за последний год.
Лидер победившей на парламентских выборах в Японии Демократической партии Юкио Хатояма, который, вероятнее всего, станет новым главой японского правительства, намерен разрешить многолетний территориальный спор с Россией вокруг Курильских островов. Правда, при этом будущий премьер-министр Японии не уточнил, каким образом он планирует решать эту сильно обострившуюся за последний год проблему.
Напомним, что 3 июля этого года Верхняя палата японского парламента утвердила положение о принадлежности четырех островов Южнокурильской гряды Японии. Тогда в поправках к закону "Об особых мерах для форсирования решения проблемы Северных территорий" применительно к Южным Курилам в японском законодательстве был впервые применен термин "исконные территории". "Как и мой дед, я хотел бы приложить все усилия к решению таких проблем, как территориальный спор с Россией", - цитирует РБК слова Хатоямы на пресс-конференции, посвященной победе Демократической партии на выборах в нижнюю палату парламента.
Дед Хатоямы - Итиро Хатояма - в 1956 году в ранге премьер-министра Японии посетил Москву и подписал совместную декларацию о возобновлении диалога после Второй мировой войны.
Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности южной группы Курильских островов оставался основным камнем преткновения в японско-советских (позже и японско-российских) отношениях. В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия - продолжатель СССР и все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны как Россией, так и Японией. Было также зафиксировано стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности четырех южных островов Курильской гряды, что в Японии было расценено как успех и, в определенной степени, породило надежды на решение вопроса в пользу Токио, напомниает РБК.
Июльские поправки к закону, фиксирующие положение о принадлежности четырех Курильских островов Японии, вызвали жесткую реакцию Федерального собрания и Министерства иностранных дел РФ.