Фитосанитарный контроль подержанных авто признан незаконным
ФАС постановила, что Россельхознадзор не имел права выпускать обязательный перечень подкарантинной продукции.
Обязательный фитосанитарный контроль ввозимых в Россию подержанных автомобилей, введенный Россельхознадзором и Федеральной таможенной службой с 15 июля, признан незаконным. Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу, что Россельхознадзор не имел права выпускать обязательный перечень подкарантинной продукции, поскольку это полномочие правительства, которое оно может делегировать Минсельхозу.
По словам главы ФАС Сергея Абышева, ФТС и Россельхознадзор нарушили п. 2 ч. 1 ст. 15 закона о конкуренции: «Необоснованное препятствование деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе путем установки не предусмотренных законодательством требований к товару или хозяйствующему субъекту».
Решение ФАС ведомства должны получить в течение ближайшей недели, после чего обязаны за месяц устранить нарушения. Неисполнение предписания ФАС карается штрафом в 18-20 тысяч рублей либо дисквалификацией сроком до трех лет, однако у нарушителей есть возможность оспорить решение ФАС в течение трех месяцев в суде. Кроме того, ФАС может обратиться в Высший арбитражный суд за признанием приказа Россельхознадзора недействительным.
Напомним, что в перечень обязательных для прохождения фитосанитарного контроля попали все типы легковых и грузовых автомобилей, тракторы и некоторые виды спецтехники от автокранов до пожарных машин.
Россельхознадзор настаивает на необходимости проверок, указывая на случаи обнаружения в старых иномарках опасных вредителей.
Между тем, автомобилисты и дилеры жалуются на волокиту и поборы при прохождении контроля, который, по заверению таможенников, проводится быстро и бесплатно. «Процедура вводила необоснованные расходы хозяйствующих субъектов: если контролер находил на автомобиле кусок земли или букашку, он имел право отправить его на платный склад временного хранения минимум на две недели — именно столько времени нужно ФГУ “Институт карантина растений” на проведение анализов», — рассказывает Абышев. Тарифы на складах — от 1500 руб. в сутки, жаловались перегонщики в Калининграде, на поиски жучков и растений в машинах уходило по шесть часов. Около таможенных постов на Дальнем Востоке появились мойки, предлагающие очистить автомобиль от подозрительной грязи за 10 000 руб. «Тот, кто связываться не хотел, просто платил от 500 до 1500 руб. и проезжал», — рассказал газете "Ведомости" один из перегонщиков.
Плюс ко всему автомобилисты указывают на то, что при возвращении на автомобиле из заграничной турпоездки фитосанитарный контроль не требуется. Отсюда сам собой напрашивается вывод, что меры предосторожности от вредителей - это лишь прикрытие очередного этапа борьбы с подержанными иномарками.