1 сентября вступил в силу новый регламент поведения ГИБДД на дорогах
Согласно документу, сотрудники ГИБДД отныне обязаны в понятной форме излагать свои намерения, вежливо отказываться от взяток, кроме того, им официально разрешена "засада в кустах".
Спустя два с половиной года подготовки и согласований в России, наконец-то, вступил в силу обновленный регламент поведения сотрудников ГИБДД в техи или иных ситуациях, широко обсуждавшийся ещё задолго до 1 сентября. В документе поэтапно указан порядок и характер действий автоинспекторов при общении с автомобилистами и пешеходами.
Сотруднику ГИБДД предписывается быть вежливым, тактичным и излагать свои намерения "в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку".
Сотрудник ДПС, остановив автомобилиста, должен приложить руку к головному убору, громко и ясно представиться, кратко и четко изложить причину остановки и цель обращения. Не отдавать честь нарушителю гаишник может лишь в случае в случае преследования нарушителя или при отказе водителя от выполнения законных требований сотрудника. "При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник по требованию участника дорожного движения обязан предъявить служебное удостоверение".
Просматривая водительские документы, инспектору следует быть внимательным. «Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг».
Отныне инспекторам ГИБДД официально разрешается вести наблюдение "из кустов": "Контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме". Однако это правило работает при условии, что сотрудники ДПС используют в качестве транспортного средства патрульный автомобиль.
Сотрудникам ДПС также разрешается использовать макеты и манекены, имитирующие сотрудника или патрульный автомобиль.
Документ позволяет привлекать к ответственности пьяных автомобилистов, независимо от их ранга и должности. То есть, согласно регламенту, инспектор будет обязан отстранить от управления автомобилем даже должностных лиц, выполняющих государственные функции и пользующимся иммунитетом.
Подробно расписаны действия сотрудника ГИБДД, если к нему в отделение обратился человек по телефону: «Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии и должности сотрудника, принявшего телефонный звонок. При невозможности сотрудника, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо...».
Одним из положительных моментов документа для автомобилистов является прописанное в нем право водителя снимать на видео место совершения нарушения или аварии и процедуру оформления протокола. Правда, за исключением тех случаев, когда в поле зрения камеры может попасть объект, который снимать запрещено. Теперь у инспектора не будет возможности потребовать убрать камеру, если для этого нет веских причин.
В ГИБДД уверяют, что новые правила доведены до каждого сотрудника Госавтоинспекции, с ними проведены занятия, приняты зачеты.
Красноярские автомобилисты новые правила поведения сотрудников ГИБДД оценили неоднозначно. Часть красноярцев считает данные "благие намерения" утопией. Идея хорошая, но работать не будет, уверены автовладельцы. Иначе придется уволить половину состава ГИБДД, потому что сейчас в нашем крае и так много вежливых сотрудников, которые и честь отдают, и улыбаются, и в целом ведут себя корректно, но в то же время хватает хамов, которым никакие регламенты не страшны.
Уязвимым местом этого нововведения красноярцы называют и то, что широкому кругу граждан этот регламент останется не известен, в результате чего они просто не будут знать, что инспектор ГИБДД нарушает закон, и что на это они имеют право жаловаться.
Зато официальное разрешение на видеосъемку места ДТП красноярские автомобилисты называют, безусловно, полезным, поскольку видеозаписи в случае спорных моментов могут служить косвенными доказательствами в суде. Однако остается много вопросов относительно запрещенных для видеосъемки объектов и "веских причин", по которым её могут запретить.
В целом же автомобилисты сходятся во мнении, что лучше аккуратнее вести себя на дороге, тогда меньше придется сталкиваться с сотрудниками ГИБДД и проверять на себе, исполняют они регламент или нет.