Программа "Есть 18? Подтверди!" - Кто виноват: продавцы или бизнесмены?
"Питие есть веселие Руси" - изрек князь Владимир десять веков тому назад. Через тысячу лет пьянство стало "визитной карточкой" россиян, а борьба с алкоголизмом - национальным видом спорта.
"Питие есть веселие Руси" - изрек князь Владимир десять веков тому назад. Через тысячу лет пьянство стало "визитной карточкой" россиян, а борьба с алкоголизмом - национальным видом спорта. Каждый новый глава государства проводит свою антиалкогольную компанию. Только вот меры не всегда бывают эффективными. О подрастающем поколении говорят, порой, в самую последнюю очередь.
Ситуация с реализацией алкогольной и табачной продукции на территории России обсуждалась не так давно в Петербурге, на 11 съезде партии "Единая Россия". Премьер-министр Владимир Путин поручил депутатам цитирую: "принять нормы для ограждения несовершеннолетних от употребления алкоголя, пива и сигарет" конец цитаты. Интересно, что закон о запрете продажи лицам до 18, например, пива принят еще в 2005 году. Но почему-то одного слова "нельзя" для продавцов не достаточно. Сейчас купить кружечку пива в городском кафе не составляет большого труда. Вечером, вместе с 16 летним подростком, согласившимся принять участие в эксперименте, мы прошлись по нескольким кафе города. Кафе "Элдэн". В этом заведении молодому покупателю отказали. Проезжаем буквально несколько остановок. Кафе "Любимое". Идем снова. Здесь официантки, тоже молодые, любезно пригласили за стол и предложили подождать заказ.
Разговор в кафе с официантками:
- Вы как-то контролируете кто к вам приходит? Мы можем спросить сколько им лет? А вы спрашивали?
- Мы по лицам видим, что им 18 лет есть !
- Давайте вместе спросим?
- Молодые люди, вам есть 18 лет?
- Нет.
- У вас часто бывают такие посетители?
- Нет. Первый раз.
Ситуация банальная. Не мы первые не мы последние. Однако самое страшное, что предприниматели равнодушны и не желают бороться с этим злом. Сразу после визита мы связались с руководством кафе, однако владелец общаться с нами отказался, сославшись на то, что ничего нового он от нас не услышит.
Владислав Жуковский, депутат Городского совета Красноярска: «Сегодня распустились полностью. Безнаказанность ведет к такой ситуации, которую мы сегодня с вами обсуждаем. Иду мимо школы, идут туда восьми-девятиклассники. Это уже даже не десяти-одиннадцатиклассники. Сигареты - в зубах, в пальцах - бутылка пива! Где они взяли? Кто им купил? Они заходят — им продают. Раз предупредили, а второй раз закрыли павильон к чертовой матери. Есть перхоть? Вот гильотина! Все! »
Красноярские законодатели, предлагая решения проблемы, категоричны. У политологов свой взгляд. Всегда легче закрыть глаза, чем решать проблему.
Александр Чернявский, политолог: «На самом деле нужно понимать, что алкогольный бизнес — это бизнес, где курутятся огромные деньги! Я думаю, многие закрывают глаза по многим причинам. Ну, во-первых, трудоемкая вещь все-таки ловить тех, кто нарушает закон. А во-втрорых, боюсь, что, в том числе и в силовых структурах, и в органах власти, есть люди, заинтересованые в том, чтобы на это закрывались глаза и никто не был пойман за руку. »
Однако неравнодушных к проблеме предпринимателей найти в Красноярске можно. Для них борьба с подобными правонарушениями вопрос имиджа. Соблюдение законов также важно, как и вопрос качества продукции. Например, Владимир Владимиров, считает, что помочь могут яркие предупреждающие стикеры в меню и на входе в заведения.
Владимир Владимиров, красноярский ресторатор : « Вцелом меры, которые мы ввели, они работают более-менее эффективны. Во-первых, персонал стал более тщательно отбираться. Они стали более тщательно относиться к клиентам. Клиент, который вызывает сомнение, они предлагают показать паспорт или удостоверение, уточняющее возраст. Наклейки — это лишнее напоминание для всех граждан. Общество безразличных людей — это, конечно, больно. »
А это одно из кафе известного предпринимателя. Сразу за тремя столиками - молодые девушки. Кружечка пива, бокал вина, сигареты. Возможно совпадение, но все посетительницы оказались уже совершеннолетними. Возраст мы уточнили у каждой лично.
- Вам сколько лет?
- 25.
- А у вас есть какой-то документ?
- Можете показать?
Однако в беседе за кадром посетительницы признались, что при покупке алкоголя и табака документы спросили лишь у двух девушек. Очень часто благие намерения предпринимателей разбиваютсся о безразличие продавцов. Телекомпания ОРТВ предлагает решать эту проблему вместе. Если ваш бизнес связан с продажей алкоголя или сигарет. Если вы готовы бороться за судьбу подрастающего поколения. Тогда мы готовы о вас рассказать. В следующей программе мы познакомим вас с первым участником нашего клуба ответственных предпринимателей. Каждый из вас может также высказать свое мнение. На сайте www.sibnovosti.ru стартует голосование. Как вы считаете, должны ли продавцы требовать документ у молодого покупателя, если он приобретает продукцию, имеющую ограничения по возрасту. Результаты мы огласим уже в следующей программе.