Программа «Есть 18? Подтверди!»: Алкоголь подросткам с доставкой на дом
На этот баннер сложно не обратить внимание. Пиво обещают привезти даже домой. В ассортименте более 60 наименований. На сайте компании - в разделе «условия доставки» - в первых строках читаем: «Пиво доставляется только лицам, достигшим 18 лет». Товар заказываем по телефону и удивляемся: ни слово о возрасте.
Уже в следующем году на рынке продаж алкоголя и сигарет могут произойти большие изменения. В Госдуме сейчас рассматривается ряд соответствующих законов. В частности, остро стоит вопрос о продаже всех этих радостей, в кавычках, жизни несовершеннолетним. Обсуждается даже такой вариант: алкоголь, пиво и сигареты разрешить к реализации только по паспорту. Причем ВСЕМ, независимо от возраста. Идеи депутатов сегодня активно поддерживают легальные производители и добросовестные предприниматели.
На этот баннер сложно не обратить внимание. Пиво обещают привезти даже домой. Причем речь идет об элитных сортах. В ассортименте более 60 наименований. Пиво из Англии, Чехии, Германии, Японии... Список можно продолжать. На сайте компании - в разделе «условия доставки» - в первых строках читаем: «Пиво доставляется только лицам, достигшим 18 лет». Товар заказываем по телефону и удивляемся: ни слово о возрасте.
Разговор с оператором «Пиво на дом»:
- Доставка пива на дом.
- Здравствуйте, я бы хотел заказать пиво себе домой.
- Вы у нас брали уже?
- Нет.
- Кто вы, что вы и телефончик скажите, адрес доставки....
- Петров Андрей Васильевич
- В течение часа, да?
- Да-да.
- Ну ладно, будем ждать тогда.
Делаем предположение: при передаче заказа курьер точно спросит паспорт. Заказ ждем полтора часа - не меньше.
Разговор несовершеннолетнего заказчика с курьером:
- 480 рублей. Извините, что задержались.
- Расписаться нужно?
- Нет, это ваше, ничего не нужно, просто деньги и все.
Мужчина молча отдал заказ. Представитель компании «Пиво на дом» даже не спросил имени получателя. Разговор корреспондента телекомпании ОРТВ с курьером:
- Вы привозите когда на место, как-нибудь визуально определяете возраст?
- Визуально - нет. Потому что я еду сюда уже два часа.
- И паспорт не спрашиваете на месте?
- Пока нет. Молодой человек, вы будете оплачивать? Комментарии по свершившемуся факту пытаемся получить у руководства компании. Оказывается, не все так просто. На сайте www.pivonadom.ru адресов нет. В справочной системе «ДубльГИС» - только контактный телефон. По данным одного из справочных сайтов одноименная служба доставки с тем же телефоном должна быть расположена по адресу: г. Красноярск, ул. Мира, 1.
На мира, 1, она же площадь Мира,1, находится КИЦ, офиса компании мы не обнаружили. Руководители культурно-исторического центра подтвердили, что среди арендаторов этой компании нет.
Ольга Барабанова, заместитель директора по общим вопросам КИЦ: «Совершенно точно могу сказать, что такой компании у нас не зарегистрировано».
По данным справочной системы «ЯрМап», контактная информация: адрес сайта и телефон совпадают с ООО «Пивная карта». Вероятно, это одна и та же организация. Такая компания расположена по адресу - Достоевского, 2. Вот так выглядит территория компании, которая продает элитный продукт. Длинный забор, никаких обозначений, и все это охраняется злыми собаками.
Охранник: «По этому адресу никакой «Пивной карты» нет. Попасть на территорию никакой возможности тоже нет, я вам сразу говорю».
Совершенно случайно нам встретился местный почтальон. По ее словам, она регулярно доставляет письма в «Пивную карту», именно сюда. Разговор с почтальоном:
- «Пивная карта» они там рядышком. Достоевского, 2 же?
- В одни и те же ворота зайти - попадешь и в компанию «Строй — стиль» и «Пивная карта».
- Да, там человек по доверенности получает нашу почту.
Здесь же мы заметили грузовые машины, оклеенные марочными пивными с тикерами. Однако ничего утверждать не будем.
Разговор с водителем машины:
- Здравствуйте, телекомпания ОРТВ. Мы вот у вас увидели на машине пивные наклейки, вы не с пивной компании?
Нет, это частная машина.
В итоге, вручить официальный запрос руководству "Пива на дом" или ООО "Пивная карта" нам так и не удалось. По телефону с нами общаться также отказались.
Председатель Адвокатской палаты Красноярского края Сергей Мальтов никаких оправданий поведению всех сотрудников этой компании не находит. «На стадии аферта, то есть предложения заключить сделку, действительно, в такой ситуации не возможно установить кто находится на другом конце провода. И когда раз-другой предприниматели нарвутся (ведь он же говорит, что два часа по пробкам ехал), что продажа фактически невозможна. Фирма несет убытки, в связи с тем, что потратили время на доставку, а реализация не произошла. Тогда может они подумают...»
Однако дело даже не в системе, если человек хочет соблюсти закон, он это будет делать в любом случае. Еще одна инициатива, но теперь уже местных властей, убрать все летние кафе, например, с набережной Енисея. Депутаты считают, что такие меры исправят ситуацию с чрезмерным употреблением алкоголя. А вот красноярские предприниматели убеждены, что это ни к чему не приведет. Просто молодежь будет пить во дворах и на лавочках в парках.
Эдуард Исаченко, красноярский предприниматель: «Я вас уверяю, мне как руководителю, абсолютно не выгодно, чтобы у меня подростки сидели, вели аморальный какой-то образ жизни. За этим мы строго следим».
Мы ждем новых участников клуба ответственных предпринимателей и ваших предложений, как, не погубив бизнес, предотвратить продажу алкоголя и сигарет несовершеннолетним.