Программа "Есть 18? Подтверди!":Забота о подростках собрала бизнесменов за круглым столом
Проблема продажи алкоголя и сигарет несовершеннолетним выходит на новый уровень. Тему жарко обсуждает предпринимательское сообщество, пути решения ищет и российская молодежь.
Проблема продажи алкоголя и сигарет несовершеннолетним выходит на новый уровень. Тему жарко обсуждает предпринимательское сообщество, пути решения ищет и российская молодежь.
Красноярские бизнесмены сели за круглый стол, чтобы обсудить стратегию борьбы за здоровье подростков. Предприниматели признают, что одни не в силах оградить детей от покупки алкоголя и сигарет. Без жесткого государственного контроля за оборотом этой продукции не обойтись. Однако со своей стороны готовы принимать все возможные меры, чтобы не допустить продажу спиртного и табака несовершеннолетним.
Во многих торговых сетях уже сейчас организованы ревизионные отделы, действует система "тайного покупателя". Управляющий сбытовой сетью сети супермаркетов не стесняется рассказывать о результатах внутренних экспериментов.
Юрий Назарько, управляющий сбытовой сетью «Пятерочка»: «Всего лишь 42 процента попыток было приостановлено, и в 58 процетах случаев продажа состоялась. Я даже не знаю как эти цифры комментировать. Люди несут внутреннюю финансовую ответственность.Полгода назад когда мы начинали эту работу, 99% было случаев, когда продавался алкоголь. Сотрудник не задумывался о том, что он сейчас делает. Что касается нашей сети, это единственный по сути инструмент, которым мы пользуемся».
Некоторые компании продводят специальные тренинги для персонала, где обучают сотрудников грамотно отказывать молодым покупателям.
Елена Вахрушева, управляющая сети «Bank Beer» : « На моем опыте был один факт, когда человека действительно уволили, когда продали несовершеннолетнему пиво. Сейчас мы устанавливаем везде видеокамеры, для того, чтобы все это видеть, за всем следить».
Но правда жизни в том, что усилия ответственных предпринмателей порой разбиваются о равнодушие общества. И этот факт нельзя отрицать.
Кристина Ешматова, руководитель отдела маркетинга сети супермаректов «Командор»: « Мало того, что мы не продаем. Мы можем это каким-то образом контролировать более или менее: ревизионными службами, службы контроля у нас, есть штрафные санкции. Проблема еще в общественной ответственности. Ответственности самих покупателей. Когда они видят, что на кассе продают алкоголь и сигареты несовершеннолетним, реакции как правило никакой».
Мнения участников круглого стола разошлись в вопросе норм, которые необходимо ввести на местном и федеральном уровне, чтобы избежать правонарушений. Одни выступали за ведение запретительных мер.
Майкл Шабуров, президент Красноярской винной академии: «Когда будут очень серьезные штрафы, необязательно даже лишать лицензии. Штрафаните так, чтобы было не повадно ни продавцу, ни предпринимателю. Тот уже такой приказ издаст, и продавец скажет что-то я три месяца бесплатно работаю, что -то больше не хочу».
Другие парировали и предлагали прибегнуть к опыту других стран. Например, подобно Австралии, с 18 лет выдавать что-то вроде городского паспорта.
Роман Канашин, исполнительный директор сети пиццерий «Милано» : «Там есть интересная программа ID 18 + . Небольшие карточки. Они выглядят как права. Таким способом могли бы уберечь себя от проникновений несовершеннолетних в заведения.
Эдуард Исаченко, директор сети летних кафе «Бастион»: «Чтобы можно было каким-то образом проверить документы. Либо паспорт, чтобы это было законодательно. Чтобы человек знал, что если он не предъявит документ, ему не продадут, даже если, к примеру, ему сорок лет. Как в Америке».
Бурную реакцию вызвало предложение одного из собеседников ограничить продажу спиртного по времени.
Дмитрий Степанов, ресторатор: «Мы сейчас находимся в таком состоянии, что если законодательно это усилить, то будет не более чем усиление милицейского давления на тех же предпринимателей, а не улучшение ситуации. Ну что скрывать? И коррумпированность здесь задействована и вымогательства со стороны правоохранительных органов. В нашей ситуации приведет к большим перекосам. Как и попытка не продавать алкоголь в ночное время. Безусловно, опять начнут зарабатывать таксисты и подпольные лавочки. Ответственность за торговлю техническим спиртом не высока».
Майкл Шабуров, президент Красноярской винной академии: «Запретить это по вечерам. Ну, я считаю, это просто глупо. Потому что человек пришел с работы, он не может купить алкоголь, а во время рабочего дня , иди покупай».
Сергей Рыльков, ресторатор: «Запретными мерами не решишь всех вопросов. Нужно развивать социальные программы. Предложить альтернативу молодежи. Чтобы они могли реально себя куда-то применить. Есть хорошие начинания у краевой администрации. Построили центр экстреальных видов спорта. А запреты должны быть централизованы. Когда у молодежи будет выбор, тогда она будет ориентирована по-другому».
Председатель Сибирской Ассоциации гостеприимства Марина Безфамильная, защищая интересы бизнеса, говорила и более серьезных препятствиях в решении этой проблемы.
Марина Безфамильная, председатель Сибирской Ассоциации гостеприимства: «Рестораторов и предприятия общественного питания нас за что глумят? Нам могут не дать алкогольную лицензию, потому что в 50 метрах стоит детский сад, потому что там находится контингент от 2,5 лет до 6. Это же угроза! Нам алкогольую лицензию можно получить только за соответствующее вознаграждение, мы знаем за какое и знаем куда сходить. Я говорила, говорю и буду говорить, что мы самые цивилизованные представители рынка».
Сейчас предпринимательское сообщество готовит обращение к представителям краевой власти.
Тема сохранения здоровья нации и, в первую очередь молодого поколения, стала одной из главных на молодежном форуме "Поколение 2020". Проблему продажи алкоголя и сигарет несовершенноленим обсуждали очень жарко. С присущим молодому сознанию максимализмом, участники форума предлагали самые кардинальные меры. Например, запретить продавать спиртное, лицам младше 21 года.
Мнение из зала: « Ну, достигнем мы 21 года и будем пить за все те года, дружно, да?»
Идея, ограничить продажу алкоголя после 22 часов также подверглась критике.
Мнение из зала: «Я не знаю, у нас многие закупают в девять вечера столько, чтобы им хватило до утра».
Проекты, которые наберут максимальное количество голосов, в дальнейшем будут изучать российские законодатели.
Зрители ОРТВ могут принимать самое активное уучастие в обсуждении горячих тем проекта. Ваши комментарии оставляйте на сайте www.ortvtv.ru или www.sibnovosti.ru .