Очередное дело красноярских дольщиков дома на Словцова, 1 проиграно в суде
Вадим Петухов, который более 10 лет борется за право собственности на квартиру, приобретенную ещё в 2000 году, так и не получил положительного ответа от властей. На последнем заседании суд вновь отказал в удовлетворении его иска.
Житель краевого центра Вадим Петухов, который более 10 лет борется за право собственности на квартиру, приобретенную ещё в 2000 году, так и не получил положительного ответа от властей. На последнем заседании суд вновь отказал в удовлетворении иска красноярца. Жилой дом на улице Словцова, 1 был введен в эксплуатацию в 2007 году, однако Вадим Петухов в него так и не вселился. Сегодня в похожей ситуации вместе с ним оказались еще около 20 семей — всего более 60 человек.
«История началась в 1993 году. Строительство дома начинало ОАО «Красноярский завод комбайнов» (КЗК). Предполагалось, что это будет 10-этажное здание из трех жилых блоков на 131 квартиру. Между заказчиком «КЗК» и подрядчиком ООО «Роза ветров» были заключены договоры подряда на капитальное строительство, которые по своей сути являлись договорами в пользу третьих лиц – дольщиков ООО «Роза ветров» и работников КЗК. По условиям договора половина квартир досталась бы «КЗК», а половина ООО «Роза ветров».
На основании данных договоров с 1996 по 2000 годы ООО «Роза ветров» заключило договоры долевого участия в строительстве с частными лицами, на деньги которых и был возведен дом. Сам же «КЗК» в финансировании строительства участия не принимал», - рассказал корреспонденту САН Вадим Петухов. «В 1999 и 2000 годах директор «Розы ветров» Андрей Гнездилов известил «КЗК» о дольщиках, которые полностью оплатили квартиры. По условиям договора, именно «КЗК» должен был оформлять права на квартиры после сдачи объекта в эксплуатацию. Дольщики, как субъекты инвестиционного процесса, должны были стать правообладателями доли в праве собственности на жилой дом. Однако после сдачи дома в 2007 году заказчик инвесторам «Розы ветров» квартиры не предоставил. После этого инвесторы были вынуждены обратиться в суд. Однако суды дольщикам в их праве на квартиры отказали», - добавил собеседник.
Следует отметить, что среди дольщиков более половины – социально незащищенные люди, вдовы и дети погибших во время боевых операций сотрудников правоохранительных органов, чернобыльцы, инвалиды, пенсионеры и малообеспеченные люди. Некоторым семьям в течение 10 лет приходилось жить по съемным квартирам.
Не смотря на то, что дольщики выполнили все свои обязательства, и к концу 1999 года ООО «Роза ветров» построило дом более чем на 80%, стройка остановилось. Как оказалось, в течение прошедших нескольких лет дом строился с нарушениями строительных норм и правил. Выяснилось, что у заказчика - «КЗК» - отсутствовала надлежащая проектная документация и в связи с этим возникли проблемы с продлением действия разрешения на строительство. Это породило многолетние споры между ОАО «КЗК» и ООО «Роза ветров». В результате, несмотря на то, что дом был практически готов, подрядчика вынудили прекратить работы на объекте, а его сотрудники были выдворены со строительной площадки.
Тогда начались многочисленные разбирательства и суды. В результате директора «Розы ветров» Андрея Гнездилова признали виновным в мошеннических действиях и приговорили к лишению свободы на 8 лет. «Гнездилова обвинили в том, что он продал квартир на 6 млн. (тогда в 2000 году квартиры стоили порядка 350 тыс. рублей), а стройматериалов купил всего на 3 млн. рублей. Остальные деньги, согласно заключению суда, он украл. Однако суд не учел, что Гнездилов платил зарплату рабочим, налоги и должен был получать прибыль. Тем не менее ему дали 8 лет», - рассказал Петухов.
По версии же краевой прокуратуры, Андрей Гнездилов, занимаясь строительством жилых домов на основании договора подряда с компанией КЗК, заключал от своего имени договоры долевого участия в строительстве квартир с физическими лицами. На одну и ту же квартиру заключались договора об инвестировании с двумя и даже с тремя покупателями. И лишь при оформлении собственности в Регистрационной палате потерпевшие узнавали о том, что на квартиру претендует другое лицо.
После этого «КЗК» на окончание строительства потребовал с дольщиков «Розы ветров» доплату, равную рыночной стоимости квартиры — 1,5 млн. рублей. По-сути «КЗК» предложил людям снова выкупить уже полностью оплаченные квартиры. Дольщики, не согласившись на эти условия, начали судиться с «КЗК». «В итоге не было ни одного положительного исхода в нашу пользу. В результате мы проиграли в городском и краевом судах. Победа осталась за заводом комбайнов», - пояснил Вадим Петухов.
Не найдя справедливости в российских судах, потерпевшие дольщики обратились в Европейский суд по правам человека. По словам Петухова, надежды мало, так как на рассмотрение дела может уйти от 3 до 5 лет и по статистике, лишь 2% процента всех дел оканчиваются с положительным результатом для истцов.
Уточним, что в 2006 году завод комбайнов разделился на «КЗК-Агро» и «КЗК-Недвижимость». Когда в октябре 2007 года дом сдавался в эксплуатацию, заказчиком-застройщиком числилась «КЗК-Недвижимость» как правопреемник комбайнового завода. По словам генерального директора ОАО «КЗК Недвижимость» Игоря Казакова, Вадим Петухов числится одним из последних, кто ещё борется за квартиру.
«Краевой суд в очередной раз рассмотрел дело Петухова и пришел к выводу, что человек, который его обманул - это бывший директор «Розы ветров» Андрей Гнездилов, и сейчас он отбывает наказание в местах лишения свободы. Каждый по-своему видит виновного в данной истории. Однако есть решение суда, с которым уже не поспоришь. Вадим Петухов уже в третий раз подает иск, и третий раз его проигрывает. Он может, конечно, и четвертый раз его подать, но я думаю, решение будет то же самое», - прокомментировал ситуацию Казаков.
Следует отметить, что Красноярский край является одним из самых неблагополучных с точки зрения обманутых дольщиков регионов России. По данным уполномоченного по правам человека в Красноярском крае Марка Денисова, в Красноярске, по разным оценкам, 10-18 тыс. обманутых дольщиков, то есть в расчете на душу населения в 500-900 раз больше, чем в Москве, где, по данным некоторых СМИ, на март 2009 года было зарегистрировано 1219 случаев обмана дольщиков (3300 человек).