Программа "Есть 18? Подтверди!": научить говорить "Нет"
От слов к делу. Ответственные предприниматели Красноярска не стали ждать изменений в законодательстве и помощи со стороны чиновников. Руководители торговых сетей и заведений общепита, объединившись, самостоятельно стали предпринимать конкретные меры в борьбе за здоровье подростков.
От слов к делу. Ответственные предприниматели Красноярска не стали ждать изменений в законодательстве и помощи со стороны чиновников. Руководители торговых сетей и заведений общепита, объединившись, самостоятельно стали предпринимать конкретные меры в борьбе за здоровье подростков.
«Мы не продаем алкоголь детям!». Вот так, взявшись за руки продавцы, официанты и кассиры голосуют против продажи спиртного детям. В Красноярске прошел необычный тренинг "Нет 18 - нет алкоголя и сигарет!". С помощью ролевых игр бизнес-тренеры обучали работников торговли, как грамотно отказать несовершеннолетнему покупателю. Главная цель - предотвратить правонарушения. Ведь по результатам анонимных опросов, большинство продавцов, действительно, не могут сказать "нет" подросткам!
Елена Баженова, продавец сети "Bank Beer": « Прошу у него документы, но у меня нет никаких прав, полномочий. Я не миллиционер, не инспектор. Я не могу у него потребовать, именно потребовать. И на этой почве возникает конфликт: доказывает свою правоту, что ему есть 21 год. Я не могу не опровергнуть, не подтвердить это. Как мне в этой ситуации быть.»
Участники тренинга обыгрывали различные ситуации, с которыми они сталкиваются каждый день на рабочем месте: подросток требует продать ему бутылочку спиртного и не желает предъявлять документы. Конфликт. И блистательный финал, который не всегда бывает в жизни.
Ситуация в супермаркете (инсценировка):
- Нет, у меня нет с собой паспорта. А вообще, почему я должна вам показывать свой паспорт?
- Вы можете не показывать, но без паспорта я вам алкоголь не продам.
- Я плачу вам деньги, продайте нам водку. Я что зря сюда шла?
- Еще раз вам говорю и объясняю, что водка вам продана не будет.
- Я не уйду отсюда пока, вы мне не продадите.
- Хорошо, наш магазин работает круглосуточно, заходящие гости будут думать, что у нас большая посещаемость.
Каждое выступление жарко обсуждали. Коллеги критиковали друг друга, советовали, как избежать конфликтных ситуаций.
Лидия, старший продавец сети магазина "Троя": "Раз вы не выполняете наш заказ, запросто могли бы сказать, что пойдем, мол, в другой бар уйти"
Как выяснилось, для многих продавцов общение с несовершеннолетним покупателем действительно проблема, когда нужно сделать серьезный выбор. Эти два часа вместе некоторых заставили на многое взглянуть по-другому.
Александр Вензель, продавец-кассир супермаркета "Командор": "Бывают такие ситуации, когда меня просят молодые люди: пойми нас, брат. Для меня, скорее всего, важнее иметь свою совесть, это уже понимание того, что за этим последует за моей продажей, за моим действием. Вот я им продам, и что потом будет? Просто прослеживаешь всю эту цепочку в голове, и уже не хочется продавать. Здесь уже дело не в работе, а уже именно душевные какие-то переживания и ощущения".
Екатерина Журдак, официант комплекса ресторанов "Красноярск": "Если бы вот везде: в любом ресторане, в любом павильоне, даже в каком-то маленьком ларечке - везде запрещали бы и не продавали бы, и они (подростки) бы знали, что они в любом случае не купят, что везде у них спросят паспорт, то они бы и не покупали"
Продавцы сочиняли лозунги и готовили агитационные плакаты. И результат этой работы, можно смело назвать маленькой победой над большой проблемой.
Татьяна Бабкина, администратор по обучению сети гастрономов "Красный Яр": "Мы за здоровую нацию. Мы не хотим продавать алкоголь чужим детям, чтобы алкоголь не продавали нашим детям!"
Во многих компаниях подобные тренинги стали уже обязательными в программе обучения. Однако, по словам, штатных инструкторов, фронт работы еще есть.
Татьяна Бондаренко, ведущий менеджер по подбору персонала торговой сети "Пятерочка": "Задают вопросы: а вот как лишний раз спросить, вот дай паспорт, вот дай паспорт и все. Значит будем на это обращать внимание, мы будем учить их, как нужно разговаривать с покупателям".
Подобные акции прошли уже во многих городах России: Астрахани, Новосибирске, Пензе, Краснодаре. Однако в этих регионах, инициатива исходили от городских властей и правоохранительных органов. В красноярске главными организаторами выступили бизнес-сообщество и телекомпания ОРТВ. Неравнодушными оказались руководители порядка 15 красноярских компаний. Они направили на тренинг барменов, продавцов, кассиров, администраторов по обучению персонала. Предприниматели, психологи уверены, что такие занятия и встречи имеют куда большее положительное влияние, чем штрафы и наказания.
Ангелина Рождественская, бизнес-тренер, психолог: " Кто-то, может быть, и знал уже, но увидел позицию другого человека. Это тоже важно: этот человек думает иначе. Я беру и думаю, как он, и это применяю. А самое главное, что я хотела сделать в своей работе, и в конце говорила, чтобы каждый что- то взял с собой. Что вы будете делать из конкретных действий. И когда мне отвечали, что я буду теперь работать с персоналом, я буду теперь учить увереннее говорить "нет". Мне стало приятно" .
И хотя, некоторые из присутсвующих до сих пор плохо ориентируются в государственных законах, для себя четко решили, главное - не это, а гражданская позиция человека.
Дмитрий Филоненко, директор кафе "Город": "Много людей, которые задумываются об этом, соответственно если задумываются и плюс ко всему, это будет освещаться. Соответственно, мы имеем все шансы, чтобы эту ситуацию исправить".
Александр, заведующий производством сети пиццерий "Chezz": "Представь себя на месте этого родителя. Если ты хочешь, чтобы у тебя был такой ребенок, который пьет? Не вопрос - продавай".
А я напоминаю, что вы также можете внести свою лепту в решение проблемы продажи алкоголя и сигарет несовершеннолетним, учавствуя в обсуждениях на сайте www.ortvtv.ru или www.sibnovosti.ru