«Директор школы – прежде всего, управленец…»
Продолжается регистрация участников на первый Всероссийский конкурс «Директор школы-2010». Первым, кто представил в оргкомитет конкурса свои материалы, стал Алексей Лапков, директор красноярского общеобразовательного лицея №6 "Перспектива".
Третий месяц продолжается регистрация участников на первый Всероссийский конкурс «Директор школы-2010». На конкурс подано уже свыше 200 заявок более чем из 50-ти регионов России. Первым, кто представил в оргкомитет конкурса свои материалы, стал Алексей Лапков, директор красноярского общеобразовательного лицея №6 "Перспектива".
В интервью нашему агентству Алексей Викторович рассказал об участии в конкурсе, о работе директора школы и о своих взглядах на систему отечественного образования.
Почему Вы решили принять участие в конкурсе «Директор школы - 2010»? Расскажите о тех достижениях и успехах, которые стали основой Вашего конкурсного материала?
А.Л.: Принять в конкурсе участие решил, потому что являюсь победителем такого же конкурса регионального уровня. Наш министр образования и науки Красноярского края (тоже в свое время, директор школы) Башев В.В. учредил в крае такой конкурс. Так получилось, что первый конкурс я и выиграл. Это было в 2008 году.
Должность руководителя предполагает огромную ответственность за все образовательное учреждение (ОУ): педагогический коллектив, учеников и их взаимоотношения. Как Вы стали директором? Вы целенаправленно к этому шли или же это получилось случайно?
А.Л.: Случайности неслучайны. Каждый раз, работая над тем или иным образовательным проектом, хотелось быть "иным" педагогом, ни на кого не похожим, чтобы возникала возможность открывать себе и своим ученикам новые горизонты. Как-то так вот меня и заметили. Хотя, педагогического высшего образования у меня нет до сих пор. Горжусь инженерным. Что, в принципе, не помешало мне защитить кандидатскую степень по педагогике.
Какие качества директора Вы считаете самыми важными? В чем состоит главная задача директора? По Вашему мнению, директор образовательного учреждения – это в первую очередь опытный менеджер или все-таки учитель?
А.Л.: Директор, прежде всего, управленец или, как многие сейчас говорят на американский манер – "менеджер". Задача управленца увидеть суть идеи и увидеть разные пути ее реализации, оценить действия свои и коллектива с точки зрения стратегического развития собственного образовательного учреждения, умение дипломатично уйти от остроты ситуации, но добиться ее разрешения.
Довольно редко встретишь директора, который бы вел свой личный блог на сайте ОУ. Кроме того, личные блоги на сайте ведут учителя и ученики. У Вашего лицея сайт с интересным наполнением, который регулярно обновляется и на котором ведется активное общение пользователей. Каким образом подобное взаимодействие помогает Вам в общении с детьми?
А.Л.: Сайт лицея "Перспектива" был награжден почетным званием "Лучший сайт среди образовательных учреждений Красноярского края" в 2008 году. Там, действительно, ведут блоги, есть педагоги, пишущие стихи, новостийная лента. Ну и мой блог там тоже есть. С одной стороны - это возможность показать всем, что ты не сухарь-чиновник, что человеческое в тебе есть и его много, а с другой стороны - это прекрасная возможность обратной связи с родителями. Я имею ввиду рубрику "Вопрос директору".
В процессе работы директору школы часто приходится общаться с родителями учеников. Они бывают недовольны успеваемостью своего ребенка и, наверняка, перекладывают всю ответственность на качество обучения, дисциплину в школе. Часто ли приходится с этим сталкиваться? Как Вы справляетесь с подобными случаями? Какие меры, по Вашему мнению, могут сделать отношения между коллективом ОУ и родителями учеников более плодотворными?
А.Л.: Не нужно демонизировать ни учителей, ни родителей. Мы все очень разные и это хорошо. Основная сложность достичь понимания собственных ответственностей. Если это есть, то все в порядке.
В рамках «Года учителя» правительство подготовило проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Инициатива была поддержана президентом России – Дмитрием Медведевым. Как Вы относитесь к инициативе введения новых стандартов образования? Как Вам кажется, смогут ли новые стандарты оценки качества обучения изменить ситуацию с общим образованием в Вашем регионе в лучшую сторону?
А.Л.: Ну, в нашем регионе, она (ситуация) не так уж и плоха. Другой вопрос - а для чего нужны новые стандарты? Ведь разработчики стандартов сделали попытку воплотить компетентностное обучение в начальной школе, а ЕГЭ у учащихся 11-х классов в какой-то степени этому противоречит. И поэтому менять в образовании еще предстоит многое. В свою очередь, постоянное реформирование образования, на мой взгляд, говорит о недостаточно четком представлении конечного результата.
Какими принципами Вы руководствуетесь при решении кадровой политики в школе? Много ли в последнее время приходит молодых специалистов в лицей? И кого, как Вы считаете, лучше всего привлекать для такой работы?
А.Л.: Человек, который желает работать в лицее "Перспектива" не обязательно должен иметь педагогическое образование, но должен быть профессионалом, разбирающемся в своей области.
Какие программы повышения квалификации школьных учителей существуют в Вашем регионе? Считаете ли Вы их эффективными? Участвуют ли учителя Вашего лицея в этих программах?
А.Л.: Уверен, что не могу выражать точку зрения обо всех программах красноярского Института повышения квалификации работников образования. Конечно, учителя лицея проходят регулярную переподготовку.
Конкурс организован журналом «Директор школы» - первым специализированным изданием для руководителей образовательных учреждений. Являетесь ли Вы подписчиком журнала «Директор школы»? Помогает ли Вам специализированная литература в работе?
А.Л.: Да, лицей "Перспектива" является подписчиком этого журнала. И, когда выпадает минутка, я читаю этот журнал. К несчастью, эта минутка - довольно редкое явление, время - невосполнимый ресурс, которого постоянно не хватает.
Критика единого государственного экзамена в России началась с самого его введения и продолжается до сих пор. Ректоры вузов причиной снижения в последние годы уровня школьной подготовки называют ЕГЭ. Как Вы и Ваши педагоги оценивают ЕГЭ? Дает ли он точные представления о знаниях учащихся?
А.Л.: Я отрицательно отношусь к ЕГЭ. В нем не хватает практико-ориентированного подхода. В некотором смысле ЕГЭ - тест для строителей на профпригодность по умению складывать кирпичи в штабеля, но не стены.
В апреле этого года в 19-ти субъектах РФ, в том числе и в Красноярском крае, начнётся эксперимент по введению в 4-х классах школ основ религиозной культуры и светской этики. Как Вы лично относитесь к этому нововведению? Участвует ли Ваша школа в эксперименте?
А.Л.: Да, наш лицей и в этом эксперименте принимает участие (и тут эксперимент, видите?). Я очень положительно отношусь к традиционным религиям. Высшее образование я получал в "буйные" 90-е и прекрасно видел и расцвет оккультизма, и сектантство на стадионах, и бедных детей, которых уводили из семей. Если у человека есть душа, то у нее есть и свои потребности. И мы в ответе за то, что может вырасти в этой душе, здорово, что наше правительство это осознало. Кстати, большинство родителей нашего лицея высказались за изучение основ православия. И это правильно.
Пару месяцев назад по «Первому» каналу шел скандальный сериал «Школа», вызвавший сильный резонанс в обществе и в образовательных кругах. Одни обвиняют создателей сериала в откровенной лжи и преувеличении, говорили, что показанная школа является лишь исключением из правил. Другим «Школа» показалась правдивой иллюстрацией современной ситуации в школах. Ваше отношение к данному проекту?
А.Л.: Я не смотрю этот сериал. Из принципиальных соображений. Редкая концентрация грязи только для того, чтобы заметили молодого режиссера. Это грустно. Но не более.
В состав жюри конкурса входят заслуженные деятели в области образования, многие из которых по сей день работают в школе. Среди них - Рачевский Ефим Лазаревич, народный учитель РФ, директор центра образования «Царицыно» № 548 Москвы; Ямбург Евгений Александрович, заслуженный учитель РФ, директор Центра образования № 109 Москвы, Пильдес Майя Борисовна, народный учитель РФ, директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга, и другие. Насколько квалификация современных молодых преподавателей позволяет надееться на не менее достойный уровень будущих экспертов и политиков в области образования?
А.Л.: В нашей среде большинство членов жюри конкурса - легенды. Для меня честь увидеть этих людей в списке тех, кто, возможно, оценит и мой труд.
Что бы Вы посоветовали своим коллегам – участникам конкурса?
А.Л.: Удачи и терпения!