Нужен ли России закон о торговле?
Пять месяцев на территории России действует новый закон о торговле, вступивший в силу 1 февраля. Работа над законопроектом шла в течение пяти лет.
Пять месяцев на территории России действует новый закон о торговле, вступивший в силу 1 февраля. Работа над законопроектом шла в течение пяти лет. В декабре прошлого года он был принят парламентом и подписан президентом страны.
В соответствии с законом устанавливается антимонопольное ограничение - порог доминирования для торговых сетей. Одна торговая сеть не может продавать на территории муниципалитета более 25% от общего объема всех реализованных продтоваров.
Предусмотрены законом и предельные сроки, в течение которых торговые сети должны оплачивать поставленный товар. Обязательная доля малого и среднего бизнеса, осуществляющего торговую деятельность, увеличена с 50 до 60%.
Депутаты не понимают проблем?
Самым обсуждаемым и спорным новшеством в законе о торговле стал запрет на выплаты поставщиками торговым сетям бонусов и «входных билетов».
По мнению сотрудника института Гайдара (Институт экономики переходного периода - ИЭПП) и Академии народного хозяйства при правительстве РФ Вадима Новикова, закон о торговле целесообразно отменить. «Есть большая проблема в том, что депутаты неправильно понимают проблемы поставщиков. Им кажется, что причиной всех бед является то, что поставщики вынуждены выплачивать бонусы, но реальная проблема в общей конкурентной ситуации в стране», - отметил Новиков.
Принимая закон, парламентарии опирались на то, что из-за выплаты бонусов и платы за вход растут издержки поставщиков. В результате чего поставщики вынуждены повышать цены, что в итоге приводит к росту розничных цен. Таким образом, рост розничных цен увязывается с бонусными выплатами, но это не совсем точно.
Когда депутаты говорят про повышение цен, речь идет не про изменение цены товара, а про изменение цены контракта на его поставку. К примеру, торговая сеть договаривается с поставщиком о поставке какого-либо товара и 15 рублей бонусов, взамен сеть выплачивает поставщику 100 рублей. То есть сам товар стоит 85 рублей. Торговая сеть может повысить сумму бонусов, но в таком случае цена контракта будет равняться сумме бонуса и тех же 85 рублей. Таким образом, размер бонусов никак не повлияет на стоимость самого товара.
«Фактически отмена бонусов – регулирование цены поставки товара, - говорит Новиков, - при этом для поставщика важна только разница между выплаченной ему закупочной ценой и суммой бонусов, которую он отдал торговой сети. Эта разница и есть реальная стоимость товара и доход поставщика».
Зачем требуют выплаты бонусов?
Считается, что торговые сети действуют так, потому что имеют монопольное положение на рынке, хотя это ничего не объясняет. Если торговая сеть является монополистом, она может просто закупать товар по заниженной цене и бонусы ей будут не нужны.
По словам Вадима Новикова, реальных объяснений необходимости существования бонусов существует несколько, некоторые из них связаны с рисками, которые сопровождают выход новых продуктов на прилавки магазинов. «Позволю себе привести простой житейский пример. Молодые люди, которые добиваются внимания девушек, занимаются ухаживаниями. С точки зрения экономики ухаживания - сигналы. Молодой человек очень много о себе знает: о своих достоинствах, недостатках, о том, каковы могут быть долгосрочные прогнозы отношений. Но девушка достоверно знать этого не может, поэтому парню нужно сделать что-то еще. Для этого и существуют цветы, подарки и т.д. Как все это работает с точки зрения экономики? Когда парень дарит девушке автомобиль, это позволяет ему передать информацию о его ожиданиях относительно перспектив отношений. Если он предполагает, что эти отношения продлятся один день, то он не будет делать такой дорогостоящий подарок. С другой стороны, если молодой человек рассчитывает прожить вместе всю жизнь, автомобиль – не так уж и много. Такой же принцип действует и во взаимоотношениях между поставщиком и торговой сетью», - отмечает Новиков.
Поставщик единовременно платит торговой сети определенную сумму за вход и предоставляет первую партию товара. Если торговую сеть устроят условия работы, то за первой партией последует вторая, третья и т.д. То есть в масштабе на большое количество поставок сумма платежа за вход является несущественной. В тоже время, если за первым заказом товара ничего не следует, величина этого платежа оказывается достаточно весомой. Таким образом, требуя бонусы, торговая сеть уже на первых стадиях переговоров отсекает от себя ненадежных партнеров.
Кто проиграет от принятия закона?
Если говорить об ограничениях для торговых сетей по отсрочкам платежей за полученный товар, то от этого проигрывают поставщики, которые отказывались от предоставления скидок и выбирали большую цену взамен на предоставление рассрочки по оплате. «Во-первых, отсрочками пользовались крупные компании, которые имеют достаточное количество оборотных средств и легко могут оформлять кредиты, во-вторых, это иностранные компании, а также поставщики, которые имеют какую-либо государственную поддержку. Тот же принцип действует и в отношении бонусов. Проигрывают те поставщики, которые пользовались бонусами. Зачастую это производители новой или брендовой продукции», - говорит Новиков.
«Конечно, в законе не все плохо, - отмечает Новиков, - прописано положение о минимальной норме обеспечения торговыми площадями. Это то, что интересно потребителю и то, что призывает местные власти во время территориального планирования предусмотреть достаточное количество торговых объектов».
На данный момент действие закона пока не ощущается и ограничивается только тем, что поставщики и торговые сети приводят в соответствие с новыми нормами свои соглашения.
Фото с сайта www.66.ru
Дмитрий Инюшин.