Кто виноват, что топит дачи?
Дачные участки, занесенные селевым сходом, в иных местах – до двух метров. Провал глубиною с трехэтажный дом. Ступеньки крыльца одного из домов, нависшие над размывом. Такова картина после буйства стихии в садовом обществе «Урожай», что находится в районе станции Базаиха.
Дачные участки, занесенные селевым сходом, в иных местах – до двух метров. Провал глубиною с трехэтажный дом. Ступеньки крыльца одного из домов, нависшие над размывом. Такова картина после буйства стихии в садовом обществе «Урожай», что находится в районе станции Базаиха (Ленинский район Красноярска). Оно занимает склон, ведущий с Шумковского плато.
Подошву же склона огибает Транссиб. Удивительно, но дачники во всех бедах пытались винить как раз… железнодорожников. Мол, никогда таких потопов не было, пока на самом плато железнодорожники какие-то земляные работы не стали производить.
Попробуем разобраться. Все беды начались после 2003 года, когда регулярно возделываемые сельхозугодья на плато были заброшены. То есть поля перестали впитывать влагу при таянии снегов, перестали поглощать летние ливневые потоки.
И следствие этого первыми почувствовали… железнодорожники. В 2004 году селевой поток с плато и косогора вплотную подошел к путям. И чтобы обезопасить Транссиб, Красноярской железной дороге пришлось выстроить серьезную систему защитных сооружений. Заметим, что все работы проводились в пределах полосы отвода, то есть, в непосредственной близости от самой дороги.
Перед началом же этих работ была выполнена топографическая съемка Шумковского плато. Она показала, что для отвода воды от дачных поселков и Транссиба на самом плато необходимо устроить водоотводную канаву пятиметровой глубины. Объемы земляных работ при этом составляли более 250 тыс. кубометров. И железнодорожники даже готовы были их выполнить!
Но к тому времени администрация Березовского района (Шумковское плато – это уже его территория) передала в частные руки те земли, по которым должна была пройти канава. И рыть ее не разрешили.
А вешние воды регулярно в той или иной степени вредят «Урожаю».
После весеннего подтопления в 2009-м году прямо на месте происшествия состоялось совещание представителей МЧС, администрации Березовского района и садоводческих обществ, в том числе и ДНТ «Белые росы», с территории которого и идет атака на «Урожай».
Итогом того совещания стало решение о сносе бесхозной дамбы, некогда стихийно построенной. Мол, за ней вода накапливается, затем периодически прорывает, да всех топит. Железнодорожники тогда пришли на помощь и своими силами дамбу снесли.
А 11-го ноября 2009 года в похожем составе состоялось еще одно выездное совещание. Как значится в протоколе, его председателем был начальник по ГО, ЧС и ПБ г. Красноярска В.Ю. Коротков. В итоге садоводческому обществу «Белые росы» было рекомендовано в весенний период организовать отвод талых вод, а железнодорожникам силами ПМС-48 оказать ему техническое содействие в этом.
Минувшая зима была на редкость многоснежной. Так что весной даже к месту работ технике было сложно пробиться. И все же, реализуя решение совещания, железнодорожники в начале апреля пробили в сугробах проходы, перемещая снежные массы подальше от многострадального лога.
Однако эти меры оказались недостаточными, чтобы спасти дачные массивы от хлынувших позже талых вод. Они только чуть-чуть смягчили удар. Но виноваты ли в этом железнодорожники, которые лишь помогали дачникам и властям?
Намедни проверку по факту затопления талыми водами территорий садоводств завершила Красноярская транспортная прокуратура. И в ходе проверки не было установлено, что именно в результате действий работников Красноярской железной дороги произошли затопления.
Цитируем:
"Работники Красноярской железной дороги… действовали на основании рекомендаций, принятых на совместных совещаниях с органами местного самоуправления и главным управлением по делам ГО, ЧС и ПБ администрации Красноярск».
И далее:
«В части проверки полноты и своевременности принятых мер по предотвращению затопления территорий садоводческих обществ паводковыми водами со стороны администраций Березовского района края, Ленинского района Красноярска и ДНТ „Белые росы", обращение направлено для разрешения по существу в прокуратуры соответствующих районов".
Теперь можно сказать, что обвинения против железнодорожников были необоснованными. А вот чиновникам районных администраций и руководству «Белых рос» еще предстоит пройти проверку. Все ли они сделали для того, чтобы от весенней стихии не пострадали люди?